НОВАЯ ЖИЗНЬ ИЗВЕСТНЫХ ОПЕР

Опера — музыкально–драматический спектакль, в котором содержание воплощается средствами музыкальной драматургии – вокальной и инструментальной музыки, драматического искусства, пения, игры актёров, живописи, декораций и костюмов.
Весь этот комплекс изменяется при новых постановках опер. Слово «опера» обозначает труд.  Поэтому часто встречающиеся примитивные перестройки с переодеванием героев в современные одежды и интерьеры я рассматривать не буду.
Постараюсь привести примеры обновления наиболее любимых мной известных опер.
Может показаться странным, но история самых выдающихся опер неразрывно связана с провалом их первых представлений.
Вот неполный список провалившихся гениальных опер: «Травиата», «Риголетто», «Трубадур», Верди; «Кармен», Бизе; «Норма» Беллини, «Парсифаль» Вагнера; «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан» Моцарта с участием тенора Джузеппе ди Стефано, «Севильский цирюльник» Россини;
На русских сценах — «Дон Жуан» в Большом театре, «Садко» Римского–Корсакова в Кремле…
В этом «провальном кругу» значилась и малоизвестная опера «Мефистофель» композитора Бойто, который раньше был либреттистом.

Гениальная постановка

В марте 1900 года тогдашний директор оперного театра Ла Скала Джулио-Гатти Казацца задумал поставить в своём театре забытую оперу Ариго Бойто.
Для успеха нужна была «свежая кровь» — молодые талантливые исполнители. Среди приглашённых оказались русский бас Фёдор Шаляпин (Мефистофель), известный выступлениями на Парижской Всемирной выставке 1900 года, молодой, но уже знаменитый Энрико Карузо (Фауст) и Эмма Корелли (Маргарита).

Шаляпин боялся провала и заломил очень высокий гонорар в надежде, что театр не пойдёт на такие расходы. Но контракт был заключён, и Шаляпин обратился за помощью к Рахманинову.  Друзья начали работать над музыкой оперы на вилле в Италии,  даже не дождавшись получения партитуры.  У Шаляпина была двойная нагрузка – он умудрился за короткий срок выучить итальянский язык.
История триумфального дебюта описана в книге Шаляпина, в очерках Дорошевича, болгарского певца Райчева и писателя Амфитеатрова.

Шаляпин в роли Мефистофеля

Тосканини предложил Шаляпину, как начинающему солисту репетировать в полный голос.  Хорошо, что самолюбивый певец на этот раз следовал указаниям Тосканини без амбиций. Но после второй репетиции Тосканини, не выдержав, воскликнул в конце: «Браво!». Эта была победа Шаляпина, которая навсегда вошла в историю оперного искусства.
Вторым важнейшим элементом звёздного дебюта был неожиданный сюрприз, который русский бас преподнёс коллективу театра, а потом и слушателям. Он отказался от приготовленного театром облачения для Мефистофеля, вышел на репетицию полуобнажённым, с помощью кисти с краской подрисовал себе бицепсы. Зрители были потрясены необычным для солистов своеволием, а за одно и прекрасным телосложением Шаляпина.
Тут уже не только дирижёр, но и руководство театра, музыканты оркестра и работники сцены поняли, что безумному русскому дьяволу надо предоставить полную свободу действий…
Третий раунд – пение, окончательно положило слушателей на обе лопатки. Подобного баса итальянцы никогда не слышали…
Всех потряс грохот аплодисментов, включая самого «Мефистофеля», который, лишившись дьявольской самоуверенности, шатаясь, вышел на поклоны. Он с трудом держался на ногах, а публика свистками и овациями неистово восхваляла русского гения…

После Шаляпинского триумфа в Ла Скала «Мефистофель» в качестве шлягера широко пошёл по свету и стал дебютом Шаляпина и в «Метрополитенопера».
Роль Фауста после смерти Энрико Карузо начал петь самый знаменитый после него тенор — Беньямино Джильи, который опасался, что публика его не примет так горячо, как Шаляпина. Но оперу поставили по-новому: тенор умудрился спеть партию Фауста тремя голосами — юноши, человека средних лет и старика. Это был величайший успех Беньямино Джильи, которого публика на премьере вызвала З5 раз!
Один из редких случаев, когда посредственная опера благодаря переделкам с участием Тосканини, Шаляпина, Карузо и Джильи приобрела устойчивую мировую славу и оказалась трамплином для триумфов трёх великих певцов!

***
В старинной опере «Ринальдо» Генделя, поставленной впервые ещё в 1711,  все партии пели кастраты.
Я записал эту оперу, осовремененную в 2000 году в одном из залов Баварской оперы (дирижёр Г. Бакер, режиссёр Д. Олден).  Партии исполняли Дениэльс (Ринальдо), Уокер (Гоффредо), Д. Рёшман (Альмирена), и др.
Оперу превратили в своеобразный мюзикл, в котором сюжет переплетался со сказкой.  Герои, преимущественно мужчины, были в современных костюмах, но в опере присутствовало смешное чудовище и средневековый рыцарь, а также «кусочек рая», в котором вместо кастратов прекрасно пели самые известные контр-теноры. Постановка получилась очень забавной и достаточно современной.  Она помогает новым зрителям познакомиться с творчеством великого Генделя.

***
Прекрасна постановка «Евгения Онегина» на сцене «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке с Хворостовским – Онегиным и американкой Рене Флеминг в роли Татьяны. Два акта оперы идут на почти голой сцене на фоне опавших осенних листьев, но отдельных элементов декораций достаточно для художественного воссоздания образов либретто.

Великая опера Чайковского переделывалась десятки раз.
Заглянув в красную книгу, посвящённую 200-летию Большого театра «Сегодня на сцене Большого театра 1776 – 1976», Москва, Искусство, 1976, я узнал, что уже в советское время известный режиссер Борис Покровский перестраивал оперу три раза, придавая главное значение образу Татьяны, роль которой в Большом театре много лет играла народная артистка СССР Галина Вишневская…
Несколько десятков лет спектакль «Евгений Онегин» был «выездным» при гастролях в разные страны.
Теперь «выездной картой» служит одноимённая опера,  поставленная режиссером Дмитрием Черняковым.

Пострадавший «Евгений Онегин»

Ведущим «актуализатором» искусства оперы оказался Дмитрий Черняков, который поставил большое количество опер в России и за рубежом и был удостоен звания лауреата премии «Золотая маска».  Его постановка «Евгения Онегина» на музыку П.И. Чайковского служит теперь маркой Большого театра за рубежом.
В одном из интервью Черняков сказал, что стремится к моцартовской лёгкости постановок.
Действительно, с лёгкостью он разрушил сценарий Константина Шиловского, сделавшего либретто по роману в стихах А.С.Пушкина.
Черняков убрал приготовление варенья в первом акте оперы и знаменитую сцену дуэли Ленского с Онегиным – всё, что относилось к пушкинской эпохе.
Действие в первом акте оперы переносится в комнату в доме Лариных, где расставлены стулья с одеждой гостей, как в русских забегаловках.
Диковатая Татьяна не пишет, а проговаривает слова своего письма к Онегину.
Куплеты вместо Трике поёт сам Ленский. Он же исполняет арию: «Куда, куда вы удалились» в комнате, где раньше были гости.
Дуэли как таковой не было, хотя Ленский потрясал заряженным охотничьим ружьём, которое невпопад после вмешательства Онегина выстрелило и убило Ленского.
Огнестрельное оружие появляется и в финальной сцене, когда Онегин пытается застрелиться у ног отказавшей ему в любви Татьяны.

Познакомившаяся с постановкой оперы лучшая в мире исполнительница роли Татьяны, великая Галина Вишневская вынуждена была отказаться от празднования восьмидесятилетнего юбилея в своём родном Большом театре.

Ария Ленского

Осень ушедшего 2012 года была красивой и щедрой. Не только природой, но и музыкальными концертами в Кёльнской филармонии. Шестого ноября мы с приятельницей спешили на концерт с участием замечательного виолончелиста Миши Майского.
Нам удалось купить входные билеты и оставалось время для прогулки по набережной Рейна.
Я возмущался переделкой «Евгения Онегина», а моя спутница советовала ближе познакомиться с творчеством режиссера Чернякова.
Включилась подсветка главных архитектурных доминант Кёльна – Домского собора и Большого Святого Мартина, зажглись огоньки на стоящих на набережной корабликах вдоль Рейна.
Мы возвращались к филармонии по одной из улиц старого города, пострадавшей, но выстроенной заново после войны.
— Чудо, как красиво, — сказала моя спутница…
В программе значился концерт Брамса для скрипки и виолончели с оркестром.
Майский не признаёт фраков, концерты играет в свободных рубашках без пуговиц японского дизайнера Иссей Мияки. Вместо бабочки он носит украшение с бриллиантом старинной огранки и множеством других камней.
Его виолончельные переложения великолепны — яркие и гармонически стройные: сочинения Баха, Бетховена, Шумана, Мендельсона, Чайковского, Дворжака, Шостаковича. В своё время анонимный меценат подарил Майскому, тогда талантливому юноше, прекрасную итальянскую виолончель XVIII века «Montagnane», на которой музыкант играет до сих пор.
У этой виолончели изумительный звук, она просто поёт.
Что же она сегодня «споёт» на бис?
Поклонившись после третьего выхода на аплодисменты, Майский произнёс слова без микрофона, которых я не разобрал. Шум прошёл по залу, некоторые слушатели встали, засверкали глаза моей спутницы, а я не смог сдержать слёз…
Голос виолончели запел арию Ленского, которую я слушал в живом исполнении Лемешева и Козловского!
Почему Майский выбрал именно эту арию? Был ли это ответ «актуалистам»,  которые исключили её из музыки Чайковского к «Евгению Онегину»?
В любом случае это был показ того, что классика не только не скучна, но и бессмертна…

Конкурс «Дон Жуанов»

Имеющиеся у меня записи позволяют просмотреть и прослушать разные постановки одноимённых опер. Начнём с оперы Моцарта «Дон Жуан».
Высокую оценку и премии заслужил фильм–опера с участием Дмитрия Хворостовского, который был поставлен в Канаде в 1999 году и имел несколько названий. Одно из них «Месть Лепорелло». Известный бас-баритон исполняет в нём две партии – Дон Жуана и Лепорелло, которые появляются на экране попеременно, а в остальное время дожидаются съёмок, сидя на авансцене вместе с другими временно бездействующими персонажами — Эльвирой, Донной Анной, Доном Оттавио и др.
Дон Жуан и Лепорелло по-разному загримированы, и Хворостовскому удаётся даже изменять их голоса во время диалогов.
Очень интересна поставленная с участием всех исполнителей финальная сцена, где объятый пламенем Дон Жуан сгорает, проваливаясь в ад, а Лепорелло корчится от страха. Оператору удавалось с помощью монтажа показывать их одновременно.

Будучи человеком, погруженным в прошлый век, я не могу не вспомнить кинофильм «Дон Жуан», поставленный в 1979 году Джозефом Лоузи, главные роли в котором исполняли Руджеро Раймонди, Кири Те Канава, Тереза Берганца, и другие, а дирижировал знаменитый Лорин Маазель. Этот фильм вошёл в историю оперы.
Как известно, «Дон Жуан» очень нравился Петру Ильичу Чайковскому, который посвятил этой опере панегирик. В нём есть такие слова: … В «Дон-Жуане» столько красоты, столько богатейшего музыкального материала, что его хватило бы на дюжину наших современных опер, авторы коих, гоняясь за реализмом, правдивостью, верностью декламации, забывают в своем наивном донкихотстве, что первейшее условие всякого художественного произведения — красота».
Эти слова задевают любителей нынешней «актуализации» опер.

Кинофильм Джозефа Лоузи был снят на природе и в павильонах. Главный герой Раймонди тогда был назван лучшим исполнителем партии Дон Жуана 70-х — 80-х годов. Он оригинально «очеловечен», превращён постановщиком в живого соблазнителя. Прекрасны его сцены обольщения женщин и смертельный страх перед мраморной статуей Командора.
Донну Эльвиру в этой постановке исполняла самая красивая Эльвира – новозеландка Кири Те Канава, одна из лучших певиц своего времени, которая пока не оставила сцену. Повезло и тем, кто слышал меццо–сопрано Терезы Берганца, исполнявшей партию Церлины.

Дон-Жуан Раймонди является антиподом главного «победительного» Дон Жуана в недавней постановке одноимённой оперы в Ла Скала. Постановщик – всемирно известный канадец Роберт Карсен. Дирижёр – нынешний музыкальный руководитель «Ла Скала» Даниэль Баренбойм.
Дон Жуан — Питер Маттея. Лепорелло — Брин Терфель, Донна Анна — Нетребко, Донна Эльвира — Барбара Фритолли, Оттавио — Джузеппе Филаноти, Церлина — Анна Прохазка. Сценография Михаила Левина.
Уже один перечень певцов и постановщиков оперы говорит о многом, все они обладают высоким профессионализмом.
Роберт Карсен поставил театральный спектакль, который при ансамблевом пении несколько раз переходит в концерты на авансцене. Постановка вызывающе эротична. Действие начинается в широкой постели Донны Анны. Постановщик скрестил все любовные пары. В одной из сцен с участием Дон Жуана и Лепорелло не оказалось женщин, и герои, не долго думая, совершили «перекатывание» друг с другом.
Постановщик внёс изменения в привычный для нас сценарий. Донна Анна с лёгкостью отдаётся главному герою, а потом не прочь соблазнить Оттавио. Церлина сама погружается в любовную негу с Дон Жуаном. Но в эротике Карсена нет места вульгарности.
В финале Командор протыкает шпагой главного грешника, но Дон Жуан с победительной улыбкой возникает не в аду, а в одной из театральных лож. Он непобедим и бессмертен, как сама любовь.
Дон Жуан Раймонди – был живым соблазнителем, а Питер Маттея из Миланской оперы стал своеобразным актуализированным символом непобедимости любви.
О вокале скажу двумя словами – он изумителен, и это касается всех исполнителей и дирижёра, знаменитого Даниэля Баренбойма.

Прослушав много вариантов оперы Моцарта, я бы составил воображаемый список лучших её исполнителей.
Место Дона Жуана у меня было бы отдано Руджеро Раймонди, партия Лепорелло – Брину Терфелю, Эльвиры – Кири Те Канаве, Церлины — кореянке Хей–Киунг Хонг, которая замечательно сыграла и спела эту партию в постановке, сделанной Франко Дзеффирелли в Метрополитен-опера, а роль Дона Оттавио получил бы Джузеппе Филаноти.
До появления Нетребко среди исполнителей Донны Анны мне больше всего нравилась Рене Флеминг из «Метрополитен– опера», но Анна Нетребко в этой роли всех обошла, притом, что в опере не использован до конца артистический дар замечательной певицы.

Две оперы для дуэта Нетребко и Виллазона

В наши дни становится всё трудней сохранять баланс между завлекательностью и академичностью оперных постановок. Но эта задача была с блеском был достигнута при постановке в Берлине оперы Массне «Манон» (2007) (Режиссер Винсент Патерсон, дирижёр Даниэль Баренбойм).
Патерсон, постановщик мюзиклов и знаток гламура, работавший раньше с Майклом Джексоном и Мадонной и снявший для Нетребко лучшие её клипы, перенёс действие оперы в золотой век Голливуда, средину 20-х годов прошлого столетия. Режиссёр добился хорошего совпадения образа Манон с замыслом самого Массне.
Выпорхнувшая на перрон юная провинциалка в красном берете с милым смущением, кокетством, весёлостью и грациозностью по воле постановщика превращена в поклонницу Голливуда, и в отдельных сценах обретает образ то Одри Хепберн, то Мэрилин Монро. Всё время она в центре спектакля, а Виллазону – Де Грие, оставлены все добродетели, взятые из старого романа аббата Прево.
К третьей картине – празднику у Эйфелевой башни, куда отправили Манон, сопрано Нетребко обрело победительную звонкость, лёгкость и полётность. Выглядела она как картинка: белое облегающее платье с пышной юбкой, туфли-шпильки на стройных ногах, и светлая широкополая шляпа на коричневых кудрях.
Режиссёр и знаменитый дирижёр изумительно поставили массовые сцены, сделав их многослойными и полифоничными.
В финале Де Грие выносит на руках похудевшую, потерявшую себя возлюбленную, и уходит вдаль с безжизненным телом…
Постановка невероятно дорогая и сделана так, что играть её могли только Нетребко и Виллазон.

Режисёр Роберт Дорнхольм, пригласив на все роли молодых солистов, сделал фильм–оперу «Богема» (2008) живой и азартной. Он классифицировал постановку как «немой фильм с музыкой, который поддержит культ Нетребко и Виллазона»
Замысел удался, и отрывки из нового фильма вошли в компакт-диск «Дуэты» и в концертные выступления звёздной пары.
Звук был записан заранее в студии, но исполнители при крупных планах тоже пели, чтобы соблюсти артикуляцию.
В исполнении Анны мне больше всего понравился спетый с нежностью рассказ Мими, в котором свободно чередуются речитативные и напевные части, а также страдания Рудольфо – Виллазона в последнем акте.

Не могу пройти мимо «Любовного напитка» в Венской опере (А.Эшве, Л.Нуччи и др. 2002). Сельская комедия сделана абсолютно традиционно, без режиссерских ухищрений – главное музыка и великолепная игра Нетребко и Виллазона, возраст которых полностью соответствовал либретто. Мне кажется, что на этот раз Роландо сыграл лучше, чем Анна. Он занимался жонглированием на сцене, прекрасно танцевал, и, нарушив каноны, изумительно повторил на бис арию Неморино.

Не все спектакли звёздного дуэта проходили гладко. Некоторые критики вначале обвиняли Нетребко в неосмотрительности, когда она в начале нынешнего века выбрала для исполнения в «Метрополитен-опера» партию Лючии, где до этого блистали две молодых исполнительницы – Натали Дессей и Диана Домрау. Нетребко тогда ещё по-настоящему не овладела верхами бельканто, и ей просто не хватило голоса, чтобы «вытянуть» свою партию и взять финальную высокую ноту ми-бемоль. Голос Виллазона тоже оказался слишком экспрессивным для любовных кантилен.
Однако доброжелательные слушатели простили певцам все ошибки и отблагодарили их аплодисментами и цветами…
Прошло три года, и записанная с Нетребко опера Лючия ди Ламмермур, была снята на плёнку, и фильм с большим успехом демонстрировали в 850 кинотеатрах тридцати стран…

Замок Святого Ангела

Мало кому из зрителей удаётся посмотреть место действия поставленных спектаклей.
Нам с женой удалось побывать в расположенном в Риме замечательном Замке Святого Ангела. Был он сначала гробницей, затем резиденцией пап, хранилищем их ценностей и одновременно тюрьмой, а в наши дни Замок стал архитектурным памятником — музеем.

 

 

 

 

Мы осмотрели апартаменты пяти пап, помещение тюрьмы, библиотеку с интересной картинной галереей, зал сокровищ, возле которого когда-то располагался секретный архив.
С террасы замка, над которой высится огромная фигура Ангела, открывается великолепный вид на город.
Замок стал местом постановки последней сцены из оперы Пуччини «Тоска».
У меня есть три DVD–диска с записями этой оперы. Партию Каварадосси трижды на площадке замка исполнял Пласидо Доминго, который с возрастом почти не менялся, а Тоску пели три разных певицы.
После знаменитой арии «Горели звёзды…» на высокой площадке Замка напротив реки выстраивались артисты, играющие солдат, раздавалась команда «пли» и на камни падало окровавленное тело художника.

Мы с женой стояли на открытой площадке Замка. Слева красовался купол Собора св. Петра с холмом, поросшим стройными пиниями, а справа открывался вид на мутные воды Тибра.
Иногда по ночам нам снятся сцены из гениальной оперы.

 

 

***

Три постановки оперы «Верди» Травиата

Расскажу о наиболее любимых мной постановках.
В 1998 году мне удалось посмотреть фильм, поставленный знаменитым итальянским режиссёром Франко Дзеффирелли. В центре внимания была изумительная игра и пение главной героини Виолетты, роль которой исполняла Тереза Стратас. Её глаза на бледном лице и порывистые движения свидетельствовали о страсти, глубокой духовности и мастерстве. Партию Альфреда пел Плачидо Доминго, которого я слышал тогда впервые.
Опера начинается со сцен разорения великой куртизанки, которая вначале лишается роскоши, к которой она привыкла, потом здоровья, любви и жизни.
С ней оставались только воспоминания о прошлой жизни, парижском празднике, на котором она встретила своего возлюбленного Альфреда.
Постановка оперы роскошна, но при этом изящна.
Символом праздника стало выступление русской балетной пары Екатерины Максимовой и Владимира Васильева, которых пригласил Франко Дзеффирелли.
Виолетта готова была пожертвовать всем ради любви Альфреда. Вместе с ним она исполняет предсмертный дуэт, который начинается словами: «Покинем мир мы, где так страдали».

Благодаря легендарному дуэту Нетребко – Виллазон постановка «Травиаты» стала едва не самым громким событием Зальцбургского фестиваля 2005 года. Легендарную примадонну стали называть c артиклем: La Netrebko.
Постановщик Вилли Декер стал достойным конкурентом Дзеффирелли, ограничив пышность постановки Он отбросил привычные штампы — природные элементы – плющ, цветы и ограничил сценическое пространство полукруглой и абсолютно голой ребристой стеной. На сцене лишь два дивана, покрытых тканью с цветочным узором.
Это было вознесение на оперный Олимп — спектакль Вилли Деккера был назван исторической постановкой. Режиссёр удалил со сцены архаические аксессуары времён «Дамы с камелиями» и связал судьбу и смерть героини не столько с болезнью (как это было в старых либретто), а со злым роком, олицетворенным образом быка, а в конце оперы мрачной фигурой пожилого человека (доктора?) с длинными седыми волосами. Перед ним круглые часы, отмеряющие Виолетте срок жизни, а мужчины в чёрном, с галерки, напоминающие тараканов – по-видимому, воплощали тёмные силы…
Публику привлекла сценическая раскованность «дуэта мечты», эротический пыл героев, страстные объятия и поцелуи в спальне.
Вокальная сторона спектакля и игра главных исполнителей была превосходной.
Весёлым было рассчитанное на рекламу закулисное продолжение – показанные по ТВ сцены репетиций, во время которых Нетребко и Виллазон резвились, как могли. Разумеется, показ был рассчитан на рекламу.

Стоимость билета перед спектаклем доходила до 5000 евро.
Между тем я никогда не забуду ранней постановки Дзеффирелли с оркестром Ливайна (1963). Звучания трагической вердиевской увертюры перед последним актом и погибающей Виолетты, партию которой так потрясающе исполняла Тереза Стратас.
Зритель тогда платил деньги за вокальную трагедию и свои слёзы, а на Зальцбугском фестивале плата шла за великолепно поставленное и спетое шоу с сексопилом.
После Зальцбурга харизматический образ Дамы с камелиями может окончательно кануть в лету.

Интересна поставленная в июле 2001 года «Травиата» с участием известной французской певицы Натали Дессей, где постановщик Жан Сивагуэр выдвинул на первый план сцену самопожертвование главной героини.
Партию Альфреда спел выдающийся итальянский тенор Чарльз Кастроново, а Жермона-старшего известный французский баритон Людвиг Тезиер.
Виолетта, впервые в жизни познавшая любовь с Альфредом, прислушалась к просьбе его отца Жоржа Жермона и решила принести себя в жертву во имя счастья семьи Жермонов.
Постановка и игра Дессей оказалась нетрадиционнными. Во время звучания увертюры перед последним актом, Виолетта готовится к достойному уходу из жизни. Она отказалась от постели умирающей и присутствия доктора. Гордо встретилась с потрясёнными Жермонами, обняла вернувшегося к ней Альфреда, и сделала последний шаг за авансцену, символически уходя из жизни…

Приход новой «Золушки».

Начну с поставленной в Хьюстоне в 1995 году оперы Россини «Золушка», «La Cenerentola, с участием Чечилии Бартоли и других всемирно известных певцов.
Я считаю эту оперу непревзойдённым шедевром, но недавно с большим удовольствием просмотрел и прослушал поставленную в Барселоне «Золушку» с участием в главных ролях Джойс ДиДонато и Диего Флореса.
ДиДонато, как и Бартоли обладает колоратурным меццо-сопрано, но особенности их очень красивых голосов существенно отличаются.
Молодая американка, включена в список лучших мировых певиц 2011 года. Начиная с 2005-2006 годов, она успешно выступает на самых престижных оперных сценах, и недавно стала лауреатом нескольких премий. Её сопрано (как и у Бартоли) способно выводить немыслимые фиоритуры, поднимаясь от низов к вершинам.
Но в отличие от Бартоли, ДиДонато больше привлекают драматические роли. Поэтому «Золушка» стала для молодой певицы своеобразным исключением.
В новой постановке приняли участие театры пяти городов (Люцерна, Барселоны, Кардифа, Хьюстона и Женевы).  В спектакле использованы отрывки из других опер Россини. Он расширен и поражает не только музыкальной стороной, но изысканностью красочных декораций.
Художники и постановщики использовали костюмы, взятые из комедий Дель-Артэ с масками, шпорами, панталонами, завязками, чулками и блузами разных цветов. Оригинально сделаны сменяемые декорации, передвижные кареты, шары.
В названном спектакле есть интересная особенность, связанная с либретто.
«Международная» Золушка сохранила особенности нашей девушки – сиротки при плохом отце и злых сёстрах. Она одинока, её обижают, но на помощь ей приходит не добрая фея, а хвостатые обитатели дома – большие, в человеческий рост крысы. Кроме Золушки их никто не видит, но они помогают девушке одеться на бал, составляют временную свиту невесте.
Моя семилетняя внучка смотрела по телевизору только короткие немецкие мультики, но, обратив внимание на крыс, стала регулярно слушать красочную и очень мелодичную оперу. Параллельно она расспрашивала меня о деталях сюжета, стала узнавать музыкальные отрывки, и теперь подбегает к телевизору, когда передают музыку Россини.

Крысиная опера

Крысы понравились не только внучке, но и постановщикам переданной в августе 2011 года по программе «Артэ» из Байройта оперы Вагнера «Лоэнгрин». Постановку вполне можно было бы назвать «Крысиной оперой».
Внучка включила телевизор и с криком: «Крысы, чёрные крысы!», со страхом прижалась ко мне. Впоследствии она боялась сама включать телевизор.
В новом варианте «Лоэнгрина» было мало общего со средневековой легендой о свётлом рыцаре, сыне Парсифаля.
После ухода внучки, я включил телевизор.
Лоэнгрин и Эльза под грохот музыки метались среди большого стада жирных чёрных крыс с мерзкими розовыми хвостами. Их передние и задние лапы увеличенных размеров заканчивались когтями.
Постановщики нарядили крысиный оперный хор в чёрные фраки. Потом цвет одежды грызунов менялся, они становились похожими на людей, сохраняя при этом крысиный облик.
Лаборанты в зелёных костюмах разгоняли крыс по клеткам и делали им уколы.
Главные действующие герои оперы, включая Лоэнгрина, были одеты в фантастические костюмы.
На свод театральной сцены кино проецировало бег настоящих крыс.
При этом музыка и пение были очень хорошими. Главные герои оперы в странных нарядах соответствовали либретто.
В титрах среди постановщиков нового варианта «Лоэнгрина» были две ныне живущие родственницы композитора Вагнера.

Два «Вертера»

Позволю себе краткий экскурс в историю оперной партии Вертера.
Массне закончил одноимённую оперу в 1887 году, но из-за «мрачности» оперу впервые поставили только через пять лет в Вене, после чего она стала популярной и исполнялась на разных языках.
У известного киевского коллекционера грампластинок С.Н. Оголевца я прослушал арии Вертера в исполнении многих певцов.
Первое место сам Массне отдал великому баритону Маттиа Баттистини, для которого переработал теноровую арию Вертера. Среди теноров больше всех нам понравился Жорж Тиль (1931), спевший всю партию Вертера на французском языке. Среди итальянцев нас в этой роли увлекли Тито Скипа и Феруччо Тельявини.
Мне очень нравились спетые в стиле веризма отрывки из «Вертера» в исполнении теноров Джузеппе Ди Стефано и Франко Коррели.
«Весеннюю» арию Вертера тонко исполнял Хосе Каррерас.
Попытки сравнения оперы Массне с гениальным произведением Гёте неуместны, поскольку драма в опере связана исключительно с внутренним миром Вертера. В наше время опера с замечательной музыкой Массне не менее эмоциональна, чем трагедия Гёте, но современный зритель способен лишь на скупую слезу, но никак не на самоубийство.
Мне хочется сравнить два спектакля.

 

Кауфманн играл в мрачной постановке Бено Жако (дир. Мишель Плассон): Скучный дом судьи, отсутствие положительных эмоций, связанных с забавами детей, весенними радостями в доме. Измученный любовью герой кончает жизнь самоубийством в жалкой келье мрачного дома: «Приют певца угрюм и тесен…», где раздался выстрел и погиб оплакиваемый Шарлоттой Вертер. Сам герой в исполнении Кауфманна робкий, угрюмый юноша, обладающий при этом большой настойчивостью и силой воли.
В спектакле, поставленном оперой Бастилии в Париже (дир. Кент Нагано) события происходят, как в романе Гёте, в красивом, широком доме с расписными стенами, полном музыки, детских голосов, но веселье исчезает, когда появляется мрачная фигура охваченного любовью безумца, роль которого великолепно исполняет Роландо Виллазон.
Оба Вертера обладают одной единственной целью овладеть Шарлоттой («она моею будет»). Простите, это из другой оперы, но чувства так похожи. Кауфманн и Виллазон исполняют свои партии с исключительной проникновенностью, глубиной и грустью, но Виллазон, по-моему, более артистичен. Он мягче, теплее. Временами мне казалось, что он погибнет на сцене, не нуждаясь в пистолете…
Кауфманн более настойчив в достижении цели.

В дуэтах с Шарлоттой оба поэтичны и считают, что их уход из жизни диктуется волей свыше…

Посещение театра Ла Скала

Лишь один раз мне довелось посетить театр моей мечты. В отдельном очерке я рассказал о своём «паломничестве» – прогулках по Милану, покупке билета, посещении музея театра, описании интерьеров зала, капельдинеров, лестницы на галёрку, люстры, которая заслоняла от меня часть сцены, трудности ночного возвращения в Павию, где я тогда жил.
Ещё одна важная деталь – опера тогда испытывала кризис, и не было больших мастеров вокала.
Я не дождался конца спектакля, и главная его героиня Адриана Лекуврер ещё не была отравлена и осталась тогда для меня живой.
Прошли годы и мне подарили диск с записью оперы, который вызвал у меня восторг.
Спектакль «Адриана Лекуврер» композитора Чилеа был поставлен Девидом Мак Макара в Лондонском Ковент-Гарден в 2010 году. Пели выдающиеся исполнители разных стран — Анджела Георгиу (Адриана), Йонас Кауфманн (Саксонский герцог Маурицио), Ольга Бородина (Герцогиня Булонская), Аллесандро Корбелли (Мишонне, режиссёр), и другие. Фото 6
Я познакомился с историей оперы – она была очень популярна в Европе и с большим успехом исполняется больше ста лет. Драма — комедия веристкого направления с повышенной остротой чувств.


Композитору больше всего удались лирические ансамблевые сцены-дуэты с запоминающимися мелодиями (Адрианы с герцогом и герцогиней Булонской) и несколько коротких необычайно мелодичных, пылких арий — Адрианы (первый акт), влюблённого Герцога, режиссера Мишшоне, и др. По сюжету все мужчины домогаются любви красавицы Адрианы, Обе женщины мечтали отдаться Герцогу Маурицио, роль которого с выдающимся мастерством и страстью сыграл Йонас Кауфманн. Основой своего талантливого творчества выдающийся певец считает духовность, и можно надеяться, что он ещё не раз порадует и потрясёт нас своим искусством.

Игрушечная опера

Мне понравилась очень оригинальная, написанная на музыку Россини опера «La Pietra del Paragone», посвящённая событиям войны.
(постановщики – Барберио Корсети и Пьерих Сорин; режиссер Филипп Бециар).
Постараюсь рассказать о технике её создания.
Над оперой основательно поработали не только хорошие режиссеры – постановщики. Потребовалась киносъёмка «декораций», которыми стали игрушечные объекты – домики, танки, пушки заросли «экзотических» — увеличенных растений, «подводные» съёмки (через стёкла аквариума).
На фоне созданных декораций снималась игра героев оперы. Всё это профессионально смонтировали и превратили в живой и приятный фильм – оперу, в котором пели одарённые молодые и красивые артисты.
Так кино-фото съёмка и фрагменты прелестной музыки Россини, а главное умение режиссеров и операторов помогли из деталей «детского конструктора» создать живую и весёлую оперу о войне и её удачном завершении.

Прошлый век был триумфом оперы, которая, несмотря на трагические события и войны постепенно возрождалась. Возникали новые музыкальные спектакли – мюзиклы. Опера прорастает не только в европейских, но и в других странах, и число солистов и музыкантов из стран третьего мира неуклонно растёт.

Вам понравилось?
Поделитесь этой статьей!

Добавить комментарий