Полный титул: «Император Цезарь Марк Аврелий Антонин Август Германский Сарматский, Великий Понтифик, наделён властью народного трибуна 34 раза, Император 10 раз, Консул 3 раза, Отец Отечества»

Вместо «Предисловия»

Несколько лет тому назад, к своему очередному «полуюбилею» я выпустил книгу под названием «Парафразы и диалоги». В ней было собрано более 1000 краткостиший, написанных по мотивам изречений и максим «великих и знаменитых» мира. Были там и парафразы по мотивам высказываний Марка Аврелия. Были. Но на удивление мало.
И вот новая «встреча» с этим замечательным человеком.
О Марке Аврелии, об этой замечательной личности написано так много, что вряд ли можно добавить нечто существенное. Добавить — вряд ли, а знать и понять — можно и нужно.
Можно, — если изучить его биографию, а главное, — прочесть его рассуждения в книге «Наедине с собой». Это относительно «можно»
А «нужно», — чтобы попытаться подняться — хотя бы попытаться подняться до уровня этого человека, мыслителя, практикующего философа-стоика, военачальника и выдающегося государственного деятеля прошлого.
Я с удовольствием и, надеюсь, с пользой для себя прочитал его рассуждения и даже попытался «побеседовать» с ним. Так появились мои очередные «парафразы».
Что же касается его биографии, то, как мне кажется, она отражена в его «монологе»:

Монолог Марка Аврелия

Опять война – восстали маркоманны*.
Бои идут по всей границе.
Враги повсюду, – словно птицы.
И перспективы призрачны, туманны.

Война, война – со всех сторон.
Парфяне с Вологезом**, лангобарды…
А тут ещё Авидий Кассий*** мечет карты.
Ну, что ещё задумал он!

Я двадцать лет не выхожу из боя.
То костобоки с гор, то квады, хатты****,
Опять германцы и сарматы…
Я, видимо, к войне приговорён судьбою…

Философ Рустик, латинист Фронтон,
Учёные из разных мест и стран,
Юрист Сцевола, Луций Мециан…–
Учителя мои. Учёба – дивный сон.

Жизнь – миг. И каждый миг – борьба
Всё смутно в жизни. Слава – дым.
Легко живётся, разве, молодым…
И то, – кому везёт. «Загадочна судьба».

Мой сын! «Когда б ты ведал из чего
Суждения людей проистекают»,
Приоритеты, – кто им потакает, –
Ты понял бы, что похвалы не стоят ничего.

Но «люди рождены для друга друг».
А жизнь от мира не отделена.
И ты воюешь, коль вокруг война.
И так за годом год, за кругом круг…

А «если ты решился что-то изменить,
Начни с себя, себя исследуй».
Лишь «внутренним законам следуй».
Не получилось, – некого винить.

Неважно, «триста иль три тыщи лет
Живёшь ты, – ты живёшь сейчас».
Прошедший час ушёл. Придёт ли новый час?
Вне времени нас не было, и нет.

«Добро к добру, без промежутка».
Себя для дела не жалей.
В поток времён свою хоть каплю влей.
Пролить себя – вот это жутко.

P. S. Данувий, Виндобон*****, Конец времён.
Походная постель. У изголовья сын.
Чума. Уснул. Последние часы.
О чём хотел и что сказал нам он?

Дуйсбург. 6-9.04.2014 г.

____________________________________

* Маркоманны (маркоманы) – «пограничные жители» – германское племя, родственное свевам и бурам и жившее около границ Римской империи, в районах современной Тюрингии и Саксонии.
** Вологез (Вологес) III – царь Парфии из династии Аршакидов. Планировал захват ближневосточных провинций Римской империи, надеясь на внутренний конфликт в Риме. Со вступлением в войну императора Марка Аврелия в 163 г. парфяне стали терпеть поражения, в результате чего были изгнаны из Сирии. В 164 г. римляне нанесли поражение парфянам в битве под Дура-Европосом.
*** Авидий Кассий – сын сирийского ритора, победитель Вологеса III в 164 году; поднявший в 175 году (после получения вестей о, якобы, смерти Марка Аврелия) восстание с целью захватить власть. После возвращения Марка Аврелия в Рим восстание угасло, а сам Авидий Кассий был убит своими же солдатами.
**** Костобоки — древний народ, обитавший согласно античным авторам в
днестро-карпатском регионе; Квады — древнегерманское племя из племенного объединения
свевов, жившее в I в. до н. э. вдоль Майна; Хатты— древнегерманское племя,
жившее в верховьях Лана (приток Рейна), Эдра (приток Фульды) и Верры.
***** Данувий – современный Дунай, Виндобон (Виндобона – угодье Виндоса) – современная Вена.

 

Парафразы по мотивам книги Марка Аврелия «Наедине с собой»

«Наедине» с Марком Аврелием
Марк Аврелий «Наедине с собой». М. «Издательство АСТ», 2002 г.

Здесь помещены, конечно, не все результаты моих «разговоров» с Марком Аврелием.
Не все, — потому что, во-первых, наше общение ещё не закончено и, надеюсь, будет долгим; а во-вторых, потому что формат публикации требует относительной краткости.
Надеюсь, что когда-нибудь смогу предложить читателям полный вариант результатов этого «общения».
И ещё одно: я начинаю свои парафразы не с первой книги, ибо она посвящена благодарностям богам, предкам и учителям великого римлянина, а со второй, — в которой начинаются его «размышления».

Книга 2

2:1 (кн. 2: максима 1)
Проснувшись утром, говори себе:
Я встречу умных, глупых и ленивых.
Ты обречён встречать, покуда жив, их.
Ты — в их, они — в твоей судьбе.

Мёерс, 15. 07.2015 г.

2:2
Не допускай роптанья на шаги Судьбы,
На бренность тела, на бессилье духа.
Жизнь коротка, и до Господня слуха
Доходит пусть лишь звук твоей борьбы.

Мёерс, 20. 07.2015 г.

2:3
Всё — промысел богов. И даже случай —
Часть целого, что непонятна нам, —
Того, что часть ты тоже сам.
С тем и живи. Вопросами не мучай.

Мёерс, 20. 07.2015 г.

2:4
Жизнь коротка. И ежели тебе
Богами дан познанья случай,
Не медли, и Судьбу не мучай
Ничто не повторяется в Судьбе.

Мёерс, 20. 07.2015 г.

2:5
Дела верши сегодня и сейчас;
Твори, как главные в судьбе.
За это Б-г воздаст тебе,
Когда придёт твой крайний час.

Мёерс, 26. 07.2015 г.

2:6
Жизнь мимолётна. Если ты
Себя не ставишь рядом с ближним,
Ну, как заметить вышним, нижним
Тебя среди минутной суеты.

Мёерс, 26. 07.2015 г.

2:7
Блуждания без цели — вот стезя порока
У тех, кто жизнь проводит в суете.
Безумны суетливые, и те,
Кто прожигает жизнь, не зная срока.

Мёерс, 26. 07.2015 г.

2:8
Чужие души — «ящики Пандоры».
Опасность ждёт того, кто открывает их.
Но тот, кто не следит движенье душ своих,
Тот на себя обрушивает горы.

Мёерс, 28. 07.2015 г.

2:9
Ты — только часть от «Целого всего».
И против «Целого» не можешь ничего.

Мёерс, 28. 07.2015 г.

2:10
«Проступок в гневе» порицаем и чреват.
Но тот, что «по влеченью» совершён, вне гнева,
Тому не избежать Господня «огненного зева»,
Поскольку в том «проступке» сам ты виноват.

Мёерс, 28. 07.2015 г.

2:11
Смерть — жизнь, страданье — наслажденье,
Богатство — бедность, слава и бесчестье, —
Когда б собрать их можно было вместе,
Даны всем — каждому с рожденья.
Распорядиться ими может только тот,
Кто каждый, как последний, день живёт.

Дуйсбург. 2.08.2015 г.

2:12
Людское бренно, смертен человек.
Он часть Природы, только часть её.
Смешно, — он говорит: моё, моё.
Ты сам здесь лишь на миг, а не навек.
Он призван к жизни Б-гом. Б-г — творец его.
Что оставляет Он себе? Возможно, ничего.

Дуйсбург. 2.08.2015 г.

2:13
Смешон и жалок человек,
Чья цель — проникнуть внутрь Природы,
Забывший: не года, а годы
Ему отведены в его короткий век.

Дуйсбург. 2.08.2015 г.

2:14
Минувшее, грядущее, — увы,
Никто не может этого лишиться.
Потери настоящего страшиться
Должны разумные. И в том они правы.

Дуйсбург. 2.08.2015 г.

2:15
«Поступки» и «проступки», — буква «р»
Два слова эти различает.
Но смыслы, что для нас слова те заключают,
Важней приобретений и потерь.

Дуйсбург. 2.08.2015 г.

2:16

Позор тому, кто противу Закона,
Нам данного, рискует жить.
Он может воспарять и в облаках кружить.
Но непреложно то, что дал всем Он нам.

Дуйсбург. 2.08.2015 г.

2:17

Что жизнь? Лишь всплеск в реке, чьё имя Время.
И бренно тело. И загадочна Судьба.
Вся жизнь — с напастями борьба.
Лишь философия нам облегчает жизни бремя.

Дуйсбург. 2.08.2015 г.

Продолжение следует

Вам понравилось?
Поделитесь этой статьей!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.1