КРЕДО (Монологи по мотивам П. Тейяра де Шардена)

                           

«Что-то такое сидит в нём глубоко внутри, что каждый монолог Гарбара (а для диалога он, честно говоря, приспособлен мало, – наши недостатки – продолжение наших достоинств…), так вот, есть в нём что-то такое, что превращает его слова, о чем бы Давид Иосифович ни говорил, в проповедь». (О. Ю. Бешенковская)

 ПРЕДИСЛОВИЕ

История написания стихотворений этого цикла если и не сложна, то, во всяком случае, весьма продолжительна. Лет 50 тому назад мы с приятелем «попали» в одну библиотеку (кажется, в те поры она носила имя В. В. Маяковского?), в которой, по словам знакомых, некоторые книги, не предназначенные «для широкого читателя», не только выдавали в читальный зал, но даже иногда выдавали «на руки».
Так в мои руки попала книга Пьера Тейяр де Шардена «Феномен человека». Тогда я ещё не знал ни имени этого человека, ни перипетий его удивительной личной и научной биографии. Всё это пришло позднее. А тогда меня привлекло название.
Но как только я приступил к чтению, меня буквально захватила и глубина мысли автора, и широта охвата рассматриваемых вопросов.
В какой-то мере я был немного «подготовлен» к восприятию высказанных им идей, ибо к тому времени уже читал работы В. И. Вернадского, в том числе и его размышлениями на тему о «сфере разума» – «ноосфере». Но у Тейяра де Шардена всё это было высказано и шире, и глубже. Время от времени я возвращался к этой его работе.
А когда мы приехали в Германию, перечитал её наново и тут же решил написать «поэму», назвав её «Поэмой гения (в монологах)».
Это было в 1997 году. Но дальше идеи написания этой «поэмы» и составления общего плана дело не пошло. События повседневной жизни, проблемы адаптации к новым условиям, а главное, – внедрение в тексты Пятикнижия Моисеева (Торы), Книг пророков (Невиим) и Книг писаний (Хетувим) отвели меня от моего героя.
«Отвели», но не «увели». Время от времени я возвращался к наброскам, уточнял план. И опять всё останавливалось. Что-то мешало.
Наконец наступил 2013 год. Личная трагедия (уход из этой жизни жены) и связанные с этим изменения в образе жизни заставили пересмотреть некоторые её (жизни) аспекты.
И тут, как нельзя более кстати, пришёлся Тейяр де Шарден.
Первая попытка возвращения к этой идее окончилась неудачей – «поэмы» не получалось. Возникла идея написания «венка сонетов» на эти темы. Впрочем, жёсткая форма «венка» и «сонета» мешала самовыражению. Требовалась нечто иное.
Так появилась форма «свободных монологов». Первоначально я назвал их «Монологи гения», но потом, дабы избежать упрёка в неадекватности самооценки (ведь стихи всё-таки, мои), я убрал из названия слово «гения». Стихи писались трудно. Иногда одну фразу приходилось переписывать по многу раз. Иногда та или иная фраза «будила» посреди ночи, не давая уснуть, пока её не запишут.
Но, в общем, это было замечательное время.
Уже завершая цикл, я снова после этих долгих лет перечитал «Феномен человека». Перечитал и увидел, как далеко в своих «монологах» ушёл от Тейяра де Шардена!
Не знаю, чего в них (в «монологах») больше: размышлений ли великого француза или размышлений, навеянных ТаНаХом? Впрочем, и то, и другое в итоге сходится.
Так получился этот цикл.

К Тебе

О Ты, – Кто породил всё сущее, и нас,
Кто дал нам воду, твердь и небо;
О, Ты, – где б ни был Ты и кто б Ты ни был, –
Услышу ль я с небес зовущий глас?!

О Ты, – Кто сделал нас венцом творенья Своего,
Кто передал нам в руки всё живое,
С кем, – где б я ни был, – нас с Тобою двое, –
Кто удостоится вниманья Твоего?

О Ты, – к Кому взываем мы в ночи,
С Кем мы встаём и с Кем ложимся,
Кого клянём порой и Кем божимся, –
Ответь, ответь, не премолчи!

О Ты, – в Ком Альфа и Омега бытия, –
К Тебе мои слова. К Тебе взыскую я.

Дуйсбург. 15.01.2013 г.

Время

О Время, – омывающее нас,
Несущее в своём потоке.
Кто знает времени истоки?
Кто скажет? И услышу ль глас?

О Время, – чей поток незрим,
Что единит нас всех в Пространстве;
О Время, – место мыслестранствий, –
Хотел бы знать, кто управляет Им…

О Время, – наполнение Пространства, –
В нём связь и разделение всего.
Кто создал время? Кто ведёт его?
Куда влекомы мы потоком странствий?

Дуйсбург. 18.01.2013

Пространство

Пространство – океан, где мириады душ
Плывут, как корабли, по волнам света.
Куда плывут? Ответ! Но нет ответа.
Ну, кто ж ответит мне в такую глушь…

Пространство – ткань, связующая нас, –
Всех бывших, настоящих, предстоящих, –
Живых и мёртвых, бодрствующих, спящих, –
Меня, тебя, всех нас, всех вас…

Пространство – всё и ничего, –
Неосязаемо и зримо.
Всё в Нём. И все проходят мимо.
Пространство – царствие Его.

Дуйсбург. 19.01- 1.02.2013 г.

Предназначенье

Судьба, Предназначенье, Рок, –
Казалось бы, – одно и то же.
Но, Господи! Скажи мне, Б-же,
Чему Ты род людской обрёк.

Скажи, зачем из года в год
Рождаемся, живём, уходим в Лету?
Неужто в этом смысла нету?
Зачем Тебе такой народ?

Неужто в Промыслах Твоих
Назначено нам только славить Б-га?
Ведь у Тебя возможностей так много…
Так просвети детей Своих.

Дуйсбург –Нойсс. 14.02- 3.03.2013 г.

«Преджизнь»

От малого к большому, – где предел?
Вверх или вниз, – кто знает вектор?
Кто тот неутомимый архитектор?
В чём замысел великих этих дел?

Творенья миг! Творения Чьего?
Кто сей неведомый Творец?
Начало это иль конец?
И есть ли имя у Него?

Нетленны синергетики права.
Но есть начальный импульс, воля, рок.
Как знать: на что и кто обрёк?
Ответа нет. Кружится голова…

Дуйсбург. 27-28.02.2013 г.

Жизнь

Жизнь – Б-жье чудо и загадка,
Цветок, внесённый в окоём.
Кто знает, – расцветёт ли он?
Возможно, здесь закон миропорядка?

Жизнь – средоточие надежд и суеты,
Падений, взлётов, озарений,
Грехов, ошибок и сомнений, –
Всего, во что погружен ты…

Жизнь – сублимация любви,
Мгновенный всплеск в реке времён,
Избранничества знак, что посылает Он.
Но это лишь на миг. Зови его! Лови!

Дуйсбург. 1-3.02.2013 г.

«Сверхжизнь»

Да, тленна плоть. Но мысль нетленна.
Она, как и душа, жива.
Пусть не обряжена в слова.
Но и без слов она бесценна.

Мы «мыслящий тростник», – сказал поэт.
Мысль – порожденье творчества и воли.
Мы только временно в земной юдоли.
А вечно, – там, в высотах, – средь планет.

«Тростник», сгорая, оставляет мысль.
Она возносится к высотам мирозданья.
Из мыслей строится сверхжизни зданье.
Иначе жизнь теряет смысл.

Дуйсбург – Нойсс, 1-3.03.2013 г.

Смерть

О Смерть, – листающая дни,
Что нам отведены в земной юдоли.
Смерть – Рубикон меж здесь и там, – не боле.
Но переход мы совершить должны одни.

Смерть, – ты хозяйка плоти на земле.
Но ты бессильна пред Душой и Мыслью.
Жизнь – это Мысль. Я жив, – доколе мыслю.
А много ль смысла в пепле и золе?

Смерть – окончание земного бытия.
Но есть Душа, есть Мысль и есть Пространство.
Есть Сфера разума – и в этом постоянство.
Так думаю о смысле жизни я.

Дуйсбург. 7.02.2013 г.

Вера

Опора человека на Земле,
Наш поводырь в путях земных,
Путь к звёздам, – видишь сколько их…
Маяк надежды в вековечной мгле.

Неверие – тупик. Ведь дальше нет пути.
И нет надежды воротиться.
Зачем родился ты, зачем трудился?
Зачем сподобился сей путь пройти?

Связующая нить меж Им и нами,
Огнь, освещающий пути.
Но выбор дан, – куда идти.
И выбор этот делаем мы сами.

Дуйсбург. 10-13.02.2013 г.

Надежда

Сквозь тьму и сомкнутые вежды,
Связуя Веру и Любовь,
Нас подымает вновь и вновь
На крылья мужества Надежда.

Как радуга в дождливый день,
Нам обещает окончанье непогоды,
Так пробивается сквозь горе и невзгоды
И укрепляет нас Надежды сень.

В суетах быта, в ритмах дня,
В песках пустынь, в пучинах океана,
Когда душа болит, когда не заживает рана,
Надежда, не оставь меня!

Дуйсбург. 13-14.02.2013 г.

Любовь

Что мне добавить к этой теме вечной,
К тем миллионам строк и мириадам слов?
Любовь – основа всех основ, –
Ось и замок в пространстве бесконечном.

Она связует плоть и плоть,
Связует Душу и Творца,
Дитя и мать, и сына, и отца.
Мир без неё – дырявая милоть.

Любовь, Вселенная, Пространство…
Стрелой пронзающая Мирозданье,
Опора в этом хрупком зданье,
Залог и вектор постоянства.

Дуйсбург. 8-10.02.2013 г.

Мысль

Смысл, цель и результат земного бытия,
Залог бессмертия и жизни вечной,
Звено в цепи сознанья бесконечной, –
Так думаю о мысли я.

Плоть – от родителей, а Душу – от Него.
Но мысль, но Мысль мы производим сами.
Возможно, в этом смысл содеянного нами?
Мысль и Душа, – и больше ни-че-го.

Мысль – квинтэссенция людского бытия,
Вклад в ноосферу, что вокруг планеты.
У человека нет иного вклада. Нету.
Так думаю о смысле Мысли я.

Дуйсбург. 4-6.02.2013 г.

Мера

Во времени живёт всё, что сотворено.
Всему отведен срок и мера.
Бессмертье смертных – глупая химера.
Всем сотворённым время Им дано.

Всё, что сотворено, – конечно.
Всему есть место, вектор, час.
Безвременен лишь Сотворивший нас.
Недаром говорим: Предвечный!

Он «был, и есть, и будет», – Всё Могущий.
Всё остальное – тлен и прах.
Всё растворяется в мирах.
Вне времени лишь Вечносущий.

Дуйсбург. 26-27.02.2013 г.

Человек

О Человек, – чей дух безвременен и вечен,
Чей краток век и тленна плоть,
Которую он сбросит, как милоть,
И дальше в путь, что бесконечен.

О Человек, – кто в радостях земных
Проводит отведённые мгновенья,
Не думая о смерти и о тленье,
Надеясь избежать грядущих их.

О Человек, – чьё время сочтено,
Но чья бессмертна мысль,
плывущая в Пространстве,
Как судно – в бесконечном странствии, –
В потоке времени оно.

Дуйсбург. 16-17.01.2013 г.

Заключительный

Соединив небытие и бытие,
День нынешний и день грядущий, –
Людьми и миром правит Вечносущий, –
Верша над ними Царствие Свое.

Соединяя Время и Пространство,
Надежду, Веру и Любовь, –
Напоминает вновь и вновь
Про истинное Постоянство…

Соединяя Жизнь и Мысль,
И Нас – песчинки во Вселенной,
Преобразуя тлен в продукт нетленный, –
Он придаёт всему земному смысл.

Соединив земную жизнь и смерть
С Любовью, Верой и Надеждой, –
Тем, кто ещё не смежил вежды,
Он позволяет с верой умереть.

Дуйсбург. 23-24.02.2013 г.

Вам понравилось?
Поделитесь этой статьей!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.1