Знаменитые романы Ильи Ильфа и Евгения Петрова «12 стульев» и «Золотой теленок» многократно инсценировали для театра и кино, как в России, так и за рубежом. Многие артисты играли главного героя, великого комбинатора Остапа Бендера, но лучшим из них признан народный артист Грузии Арчил Гомиашвили.
Он родился 23 марта 1926 года в г. Чиатури. В 1940-42 гг. учился в Тбилисском художественном техникуме при Академии художеств. А затем Гомиашвили несколько лет проучился в Школе-студии МХАТ. В 1966 г. получил звание народного артиста Грузинской ССР.
Его театральная карьера началась еще в середине 50-х годов, в труппе грузинского Академического театра имени Марджанишвили. На экране Арчил Гомиашвили дебютировал в фильме «Лично известен», а затем сыграл более чем в двух десятках картин.
Всенародная слава пришла к Арчилу Гомиашвили в 1971 году, когда он сыграл роль Остапа Бендера в комедии Леонида Гайдая «Двенадцать стульев».
В 1973 году Гомиашвили стал актером Московского театра «Ленком», через несколько лет перешел в театр им.Пушкина.
В 1990 году Арчил Гомиашвили стал президентом АО «Сити-бизнес»,
В его большой квартире в знаменитом «Доме на набережной» в Москве в свое время жила Светлана Сталина. Он купил себе прекрасную дачу в престижном Архангельском у Ильи Глазунова. Наверное, он одним из первых в Москве стал ездить на шикарном «мерседесе», разговаривать по мобильному телефону «Сименс» и носить потрясающие часы-браслет.
У него различные коммерческие структуры в разных странах и торговый бизнес в Москве. В свое время он арендовал часть Центрального Дома Советской (тогда еще) Армии и переоборудовал его в казино «Корона». Он владел совместно с испанцами рестораном «Фламенко» на Страстном бульваре.
И, наконец, в 1992 году он открыл в Москве клуб «Золотой Остап», рядом с Хаммеровским международным торговым центром, который стал одним из престижных мест в столице. Ресторан клуба в 1997 и 1998 годах был признан лучшим в Европе.
В этом ресторане есть зал, в котором за огромным овальным столом стоят 12 гамбсовских стульев. Место за этим столом, разыгрываемое в лотерею, обходится гостю в тысячу долларов. Весь вечер гости едят, пьют, проводят время в интересных разговорах. А под конец в зал вносят на атласной подушечке опасную бритву «Золлинген». Каждый посетитель вскрывает обшивку своего стула и делает это с большим волнением. Потому что в одном из стульев лежат 6 тысяч долларов. Конечно, это не сокровища мадам Петуховой, но, согласитесь, тоже не маленькая сумма.
В этом зале и состоялся наш разговор.
— Арчил Михайлович, а вы не помните, почему именно вас выбрали на роль Остапа Бендера?
— Не знаю. На эту роль претендовало много отличных актеров. А Александр Белявский даже начал сниматься, но потом Гайдай, видимо, передумал. А я за год до этого сделал спектакль-мюзикл по «Золотому теленку», в котором играл всех, от Остапа до Зоси Синицкой. И я до сих пор думаю, что спектакль был лучше фильма.
— Говорят, что в актере герои оставляют свой след. В вас что-нибудь оставил Остап Бендер?
— Я от этого шлейфа до сих пор отделаться не могу. Чтобы я ни играл потом, меня все воспринимали, как Остапа. Хотя я играл, к примеру, Сталина или Ерошку по «Казакам» Льва Толстого. И эту-то роль я считаю своей лучшей.
— Помните, Остап говорил «Мне 33 год, возраст Иисуса Христа, а что я сделал?». Вам уже не 33 и вам кое-что удалось…
— Я ничего без увлечения не делаю. Вот и бизнес тоже, хотя занялся им случайно. Но, видно, в крови это. У меня художественная галерея и игорный бизнес в Германии. В Москве магазины совместно с итальянцами. Я создал с немцами акционерное общество «Золотой Остап» и стал его президентом. Я всю жизнь мечтал иметь накрытый стол для 40-50 друзей. И вот «сбылась мечта идиота». Созданный мною ресторан стал клубом, где можно поговорить, отдохнуть, раскрепоститься. Я привез из Грузии бывшего повара Шеварднадзе, которого считаю лучшим в мире. Я возил его в Германию на дни грузинской кухни, и он потряс всех.
— Судя по всему, все это обошлось вам не дешево.
— Если я вам скажу, что заработал эти средства как актер, вы все равно не поверите. Я стал сотрудничать с богатыми бизнесменами из Германии и один из них, Майкл Филд, подарил мне десять игровых автоматов….
— То есть, просто так взял и подарил «на блюдечке с голубой каемочкой»?
— Можно сказать и так. Автоматы принесли мне прибыль, которую я и вложил в «Золотого Остапа».
— Я помню ваши роли в театре «Ленком». Вы не жалеете, что ушли в бизнесмены?
— Нет, не жалею. Профессия актера возрастная, да к тому же я не ушел совсем, а продолжаю в кино сниматься.
— Вы очень требовательный человек?
— Очень! Не прощаю ни себе, ни другим. Все должно быть высокопрофессионально, красиво, умно. Знаете, совершенно по другому относишься к тому, что принадлежит тебе. Вы обратили внимание, что у входа отображена моя биография – на фотографиях, афишах. Есть уникальные экземпляры. Я нашел афишу спектакля «Лисички» за 1945 год, в котором я, совсем молодым, играл Лео. А постановщиком спектакля был Георгий Товстоногов. Там есть моя фотография за колючей проволокой. Было и такое. В 1948 году засунули меня в вагон и отправили на «великую стройку» канал Волго-Дон. Через три года выпустили «за отсутствием состава преступления».
— То есть, жизненный опыт у вас накопился достаточно большой и разносторонний.
— Очень. И конечно, все посетители обратят внимание на бюст Остапа. Пока он только позолочен, но если дело пойдет удачно, то станет золотым. Бендер этого заслуживает.
— Ну и, уж если придерживаться совета Бендера, какие из «400 способов почти честного отъема денег» вы взяли на вооружение?
— Пришедшего человека надо пригреть, обласкать, дать ему почувствовать, что он здесь царь, что все здесь для него. Тогда он не будет бить ушами по паркету и легко расстанется с «бабками».
— Вам не кажется, что в России произошло слияние великих комбинаторов и подпольных миллионеров?
— Черт его знает.… Сразу не определишь и однозначно не скажешь. А если вы имеете в виду Бендера, то не такой уж он великий комбинатор. Он, скорее, веселый художник, которому просто нравится придумывать эти интересные дела. Ему нужна аудитория, он артист по натуре…
— Но он хочет иметь миллион и, желательно, не частями, а сразу.
— Это построено на театральных эффектах. Согласитесь, настоящий жулик сам бы, без Кисы, раскрутил это дело. А Остап создает концессию. Наше время не великих комбинаторов, а великих жуликов, людей бессердечных, с холодным криминальным рассудком. Тот же Киса мог быть среди них. Скажите, вы можете представить себе Остапа, перерезающего горло Воробьянинову? А Киса это сделал.
— Как бывший Остап Бендер, что бы вы пожелали современным «великим комбинаторам»?
— Пусть перечитают замечательные романы Ильфа и Петрова и поймут, что Остап Бендер был не криминальной личностью, а удивительно творческим человеком, талантливым, добрым и веселым. И пусть они сами постараются быть такими.
— Вам близка мечта Бендера, уехать в Рио-де-Жанейро, где все ходят в белых штанах?
— Я там был. Я хочу, чтобы люди жили спокойно здесь. Чтобы родители не боялись за дочерей, если их вечером нет дома.
— У вас дочери?
— Нина и Катя. А от первой жены у меня два сына – Зураб и Миша. И для меня счастье, что они все дружат между собой.
— Не хотели бы вы, чтобы какой-нибудь город назвали, скажем, Гомиашвилиград?
— Зачем это? У меня нет мания величия. Я хочу прожить так, чтобы мои дети и внуки приходили на мою могилу и не переругались из-за наследства.
— Если бы к вам на улице стал приставать Паниковский с криком: «Дай миллион, дай миллион!», как бы вы среагировали?
— Ну, попросил бы, чтоб отстал. Дал бы ему денег немного, чтобы не был голодным. А вообще-то наша фирма занимается благотворительностью.
— Вы суеверный человек?
— Вообще-то нет. Но верю иногда, больше по привычке, в черную кошку и пустое ведро.
— Арчил Михайлович, вы счастливый человек?
— Я счастлив, что живы и здоровы мои близкие. Я нахожу счастье в работе. Но абсолютно счастливы, наверное, только дураки, им всегда хорошо. А я не дурак и это мое несчастье.
Беседовал Григорий Пруслин
Спасибо, Григорий! Интересное интервью. Остапа он сыграл потрясающе.
И в «Мимино» тоже. Оказывается, и в бизнесе был успешен…