Об исторической реконструкции и поисках героя. В прямом контакте 5

Как-то видел азиата в доспехах римского центуриона. Не знаю, кто это был — китаец или японец, но выглядел внушительно.

Участвуя в движении исторической реконструкции можно побывать в роли кого угодно. Само это явление стало приобретать характер движения только во второй половине двадцатого века.

А что такое, историческая реконструкция? Это когда группа людей, пытается воссоздать ощущение реалий определенной эпохи, через тщательное копирование материального быта, моды, транспортных средств.

Обычно такие приемы были характерны для сьемок исторических фильмов или для создания определенных музейных экспозиций. Но со временем начинают появляться клубы исторической реконструкции, объединяющие обычных людей, не историков по профессии, людей, увлеченных определенной эпохой настолько, что они хотели бы, хотя бы на краткий миг вжиться в какой-либо исторический период времени.

И это даже не самодеятельная театрализация. Потому что в исторической реконструкции важно воссоздание мельчайших подробностей материального быта эпохи для
самоощущения причастности. И никакие зрители тут не предполагаются.

Причем, если бытовая реконструкция характерна для ученых ради постановки исторического эксперимента, то для обычных рядовых исторических клубов характерна обычно военно-историческая реконструкция, как личная сопричастность к героической эпохе.

А ведь если существует какое-то социальное явление, имеющее массовый характер, то это всегда ответ на определенный запрос, который бытует в человеческой душе.

Если мы посмотрим на продукты современной мировой киноиндустрии, то увидим, что для нее самой актуальной насущностью является сейчас поиск героя.
И так как герои современной эпохи не пользуются спросом населения (вернее сказать, что современная эпоха не родит героев), то киноиндустрия все больше обращается к прошлым героическим эпохам.

Чёрный дирхам

Действительно, невозможно представить себе, чтобы по нашей эпохе кто-то (не историки), в массовом масштабе захотел делать историческую реконструкцию.

По этой причине мы видим, что в социальной сфере существуют два явления одного порядка: поиск героя и ностальгия по героическим эпохам. И если мы посмотрим, какие эпохи охватывает своим вниманием движение реконструкции — не исторической научной реконструкции, а еще раз подчеркиваю, реконструкции — как явление массовое, народное, то мы видим, что это сплошь трагически героические эпохи.

Основные из них — эпоха римских завоеваний, эпоха крестовых воин, войны эпохи просвещения и обе мировые войны.

Мы видим, что для людей важна не сама война, как катализатор массового героизма, а причастность к эпохе в которой жили великие личности, не только великие злодеи, титаны отрицательного порядка, но и титаны положительные, титаны духа и мысли, гении человечества. И главное, — в этих эпохах царствовала великая идея.

Эпохи безидейные, чисто экономические, бедны не только титанами отрицательного порядка, но и гениями человечества.
Люди, которым время позволило стать великими, привязаны к своим эпохам.
И если мы спросим себя, что было в этих эпохах такого, что сделало возможным проявление человеческого гения высокого порядка? Ответ таков — это было время, открытое для проявления духовности и самого высокого и самого низкого порядка.

И в тех временах не царствовала только экономика.

Экономика убивает величие человеческого вида. Экономика — убийца человеческой личности. Экономика — убийца значимости человеческой личности. Экономика не как наука, а именно царство экономики как выражение высшего господства меркантилизма.

Гении не рождаются там, где царствует забота о человеческой плоти.

Оговорюсь — только о плоти.

Да, наша эпоха не рождает великих злодеев, но она не рождает вообще ничего великого.

У российского ученого Ифроимсона В.П., в его книге «Генетика гениальности» читаю: «Всякое обращение к теме гениальности и роли гениев в истории и культуре почти автоматически вызывает в памяти знакомые ярлыки и штампы: «гении и толпа», «вожди и массы»…

А вот вам еще один штамп — «гений и злодейство».

Ведь дело в том, что штампы и ярлыки не возникают на пустом месте, а как отображение обьективной реальности — что «гений» и «злодейство», хоть «вещи несовместные» (по Пушкину), но как явления не могут существовать друг без друга, во всяком случае, в нашем лучшем из миров. Поэтому эпоха, выдающая великих вождей (для кого-то всегда злодеев), выдает и великих гениев человечества.

Видимо это необходимо для соблюдения равновесия — как «Инь» и «Ян» в восточной философии, как «борьба и единство противоположностей» (по Гегелю).

Наш мозг имеет гигантские резервные возможности, которые не реализуются в обычных условиях. Но если настают времена, требующие реализации этих резервов — наш мозг всегда может выдать свой потенциал.

Поэтому, пишет Ифроимсон: «…секрет «вспышки гениальности» целиком и полностью заключается в стимулирующей среде.
У русского эмигрантского писателя Всеволода Н.Иванова, есть рассказ о его встрече с неким американским магнатом, убежденным масоном, в купе поезда, где они оба ехали. Этот бизнесмен, м-р Грант показывает ему журнал с масонской молитвой, где человек молится, обращаясь к Б-гу, с просьбой: «…чтобы не творил бы Он более гигантов на земле».

«В результате современной культуры» — пишет Иванов, «мы имеем потрясающие скайскретчеры-царапатели небес, удешевление автомобилей, фарфоровые ванны повсюду, корабли в пятьдесят тысяч тонн».

Но, пишет он, в современных условиях «не может быть, ни малинового бархата и женщин Тициана, ни темперамента Казановы, ни искрометных драм Мольера, железного Шекспира, Великого Инквизитора, классического Пушкина, ясного, как слезы, Гомера».

Цитирую: «…потому что они гиганты, небытия которых просит масонская молитва».

Давайте зададим себе простой вопрос: до каких пределов духовного обнищания может дойти человечество, если перестанет родить гигантов человеческого духа?
Потому что эпоха удобств человеческих, может стать концом человеческого развития!

И самое замечательное: то же самое, что правильно в отношении эпохи, важно и в отношении индивидуальной жизни человека: — удовлетворение только телесной, экономической жизни человека, ведет к угасанию человеческой духовности, а угасание духовности ведет к гибели тела.

Отсюда все болезни современного, сытого, человека. Онкологии, ишемии, ипохондрии, язвы, депрессии, неврозы.
Всё это соматический (телесный) ответ на ментальный (мозговой) приказ.

Приказ на самоуничтожение.
Потому что человек — это, прежде всего комплекс из духовности и телесности.

                                             Ситуативная абстракция

И если наша жизнь только для тела — без работы мысли, без поисков смысла жизни, без мечты, без искусства, без героизма, без подвига, без мук любви, без романтизма, я не говорю уже об отношениях с Абсолютом (для незнающих — это не марка водки, а имя Б-га, характерное для эпохи Возрождения), то мы увидим гибель не только своей духовности (чего мы может и не заметим), но и своего тела, о благополучии которого мы так заботимся.
Поэтому движение реконструкции — это рефлекс самосохранения у части общества, попытка людей найти свою духовную родину, попытка временной духовной эмиграции в эпоху, где, не сладко телу, но отрадно их душе.

Это такая вот странная иеротопия наоборот, с невысказанной надеждой, что если всё сделаю в точности как надо, может, перенесусь в другую эпоху или даже эпоху перетащу сюда.

Если вы относитесь к категории циников (а каждый успешный человек сейчас циник), смеющихся над высокими словами и принципами, то помните — это путь в никуда.

Вам понравилось?
Поделитесь этой статьей!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.1

  1. вот эта духовная эмиграция, возможно все-таки это бегство от реальности и трудностей сегодняшнего дня, попытка поиска решения с помощью опыта прошлых поколений…

    1. Наверное так. Это хороший термин — духовная эмиграция. Спасибо Назым! Заходите почитать и обсудить!

  2. У всего есть оборотная сторона. Оборотной стороной чрезмерного комфорта стала душевная леность. А душа, как мы знаем, обязана трудиться. Духовность — это одна из норм и потребностей человеческого бытия. Не считаясь с ней,человек не только вырождается, но и страдает.

  3. Такие переодевания интересны людям аутистического склада, с символически мышлением, так мне кажется. Иногда они видят себя в прошлом, им близки реалии других эпох и народов. А некоторые религиозные группы так в этом и живут — без электричества, без СМИ и гаджетов, в кринолинах…

    1. Амиши действительно так живут. Правда, без кринолинов. Про переодевания, косплейщиков наверное имели в виду. С ними не был знаком. Что касается военно-исторической реконструкции, то дружил с некоторыми на протяжении многих лет. Это обычные люди, учителя, бизнесмены, журналисты, офицеры, даже был один священник. И ни одного артиста. Артист не станет участвовать в массовом движении. И вряд ли станет интересоваться историей. Биологией, ботаникой или физикой, если савант. Но только в одиночку. Просто работаю с аутистами много лет. Заходите ещё, Марина, поговорим! Спасибо Вам!

      1. Аутист, я имел в виду. Не артист. Писал с телефона, не заметил искажения. Это текстовый редактор, что ли, который меняет слова