Портрет врача в живописи

Искусство и медицина с давних пор идут рука об руку. Связь, обусловленная всеобъемлющим  вниманием к человеку, прочна и нерасторжима.

Подходы врача к больному и художника  к портретируемому схожи: и врач  и художник стремятся выслушать, понять человека, с которым общаются. Им важно  знать, о чем он думает, чему радуется, от чего страдает. Только таким образом можно верно изобразить человека и  помочь больному.   Нередко четкую характеристику персонажа  дает именно изображение. Не случайно, анализ живописных полотен раскрывает тайны далекого прошлого. Изображения целителя,  наделенного функциями жрецов, ритуалы с неоднозначными лечебными эффектами, появляются уже в наскальной живописи эпохи палеолита. Благодаря  наскальным рисункам  стали известны орудия труда, одежда, лекарская помощь, что трудно переоценить. С незапамятных времен искусству приписывалась  роль  защиты не только от врагов, но и от болезней. По мнению греков именно Асклепий первым применил лечение музыкой, пытаясь  разнообразными мелодиями влиять  на настроение и самочувствие человека.  Ученые-медики после столетий забвения успешно применяют  в лечении  арттерапию, в больницах появились «медицинские клоуны».  Используя опыт прошлого, современные врачи  существенно модернизируют подходы и методы лечения. Во многих университетах Европы и Америки  созданы медицинские  клиники, включающие методику лечения с помощью библиотерапии, «музыкальных ванн» с дифференциацией  музыкальных  произведений в зависимости от состояния пациента, его психической характеристики. В ряде  случаев  именно произведения искусства прошлых столетий служат источником знаний по истории медицины.

Особо следует обратить внимание на многочисленные портреты врачей прошлого, принадлежащие кисти разных художников. Показалось интересным проследить в историческом аспекте характер изображения врачей, их роль в развитии науки и общества, почему на них пал выбор художника? Частые изображения врачей показались не случайными. В чем причина? Врачу, как и художнику, свойственна особая острота восприятия, а потому изобразительное искусство дает огромный материал для размышлений.

Одним из первых христианских врачей и живописцев был святой  евангелист Лука, на  известном портрете  Эль Греко, 1608г.    Не столько  важно о реальном ли персонаже идет речь,  сколько интересно соединение в образе Святого Луки  одновременно врача и живописца.

Портрет Святого Луки
Портрет Святого Луки

Почти через 2000 лет блестящим врачом  и неплохим  иконописцем был Лауреат Сталинской премии, узник Гулага, профессор — хирург  Валентин Феликсович Войно- Ясенецкий, в монашестве Лука, возможно в честь знаменитого  автора Евангелия.

Часто  врачи показаны  не  только во время лечения, а вне профессиональной работы —  в качестве друзей и знакомых художников. Медики, как правило, принадлежали к образованному классу и потому общались не только с собратьями по цеху, но  практически с людьми из всех слоев общества.

Врачи и пациенты

Показательны  в этом аспекте произведения великого испанца Франциско Гойи. В 1820 году  Франциско  серьезно заболел. Выздоровев, написал автопортрет со своим лечащим врачом и другом Евгенио Ариетто.  Художник посвятил несколько строк врачу, написав под изображением: «Гойя благодарен своему другу Арриете за успешное лечение большую заботу во время жестокой и опасной болезни в конце 1819 года в возрасте 73 лет». На  картине виден больной человек, судорожно цепляющийся за светлые ткани и доктор крепко, надежно держащий пациента. Известно, что в живописи большое значение имеет цветовая гамма, в глубине полотна темные фигуры, возможно уходящие…

Портрет Евгенио Арриете
Портрет Евгенио Арриете

Еще один врач, доктор Пераль, лечил Гойю,  дружески общался с художником.  Доктор Пераль был коллекционером,  любил и разбирался в искусстве настолько, что его мнение имело значение для  художника. Именно ему Франциско показывал гравюры из серии  «Капричос», картину «Сумасшедший дом» и некоторые другие. Именно  Пераля ( 1796)  захотел нарисовать Гойя – на полотне умное лицо образованного размышляющего человека.

Портрет доктора Пераля
Портрет доктора Пераля

Необыкновенно интересна личность врача Фернана Пьера Гиймарде, также написанного Гойей. Гиймарде, француз, родился в 1765 году, происходил из бедной семьи,  работал  в небольшом селении под Парижем. В период Французской революции стал депутатом Конвента, в качестве которого дважды проголосовал за казнь Людовика XVI. При голосовании произнес: «Как судья, я голосую за смертную казнь. Как государственный деятель, я тоже голосую за смертную казнь. Итак, я дважды голосую за смертную казнь». Назначенный комиссаром трех северных департаментов, он издал декрет, согласно которому все здания, именовавшиеся храмами, церквами и часовнями», отныне должны использоваться «не для проповеди суеверий, а для общественно полезных целей». В Испанию Гиймарде прибыл в качестве посла Французской республики. Приехав в Мадрид в 1798 году, быстро познакомился и сблизился с друзьями Гойи, купил 32 «Капричос» и попросил художника написать портрет. Гойя согласился, хотя по выражению  писателя Г. Гомес де ла Серна (1888—1963), для него — королевского живописца — «написать» и выставить такой портрет было все равно, что запеть при дворе «Марсельезу» Тем не менее портрет был написан с подчеркнутыми атрибутами французской республики,  несмотря на резкий спад революционных настроений, витающую в воздухе реставрацию Бурбонов.    Картина  хранится в Лувре.

 Портрет доктора Гийамарде
Портрет доктора Гийамарде

Одним из благороднейших  врачей был  Федор Арсеньевич Усольцев (1863 — 1947)  с любовью запечатленный на полотне слепнущим М.А. Врубелем. Михаил Александрович лечился в частной больнице доктора Усольцева, в которой пациенты жили практически в одном доме с семьей доктора, вместе обедали. Доктор и его жена создавали для душевных больных комфортные условия для жизни и лечения. В письмах М.А. Врубель с неизменной нежностью и любовью отзывался о докторе Усольцеве. Во время лечения в клинике у Врубеля наступила продолжительная ремиссия, и он смог на какое – то время

вернуться к обычной жизни.

Доктор Ф.А.Усольцев
Доктор Ф.А.Усольцев

Из практической врачебной  работы хорошо  известно, что внешний осмотр пациента, как он входит в кабинет, в какой позе лежит, цвет и выражение лица, служит  для врача определенным ориентиром.

Известный русский терапевт, профессор Г.А. Захарьин   в практической работе успешно пользовался для диагностики изучением внешнего  облика пациента. Из рассказов отца, профессора Е.И. Лихтенштейна, знаю, как часто входя в палату, и бросая взгляд на больных, точные диагностические предположения высказывал незаслуженно  забытый ученик профессора В.П. Образцова, киевский профессор Федор Аристархович Удинцев (1877 – 1951).

По словам выдающегося хирурга С.С.Юдина, (1891—1954) врач должен обладать   способностью  различать  малейшие нюансы цвета и оттенков кожи, как художник. Блестящий портрет хирурга выполнен художником М.В. Нестеровым. Михаила Васильевича особенно привлекали руки Сергея Сергеевича, похожие, по мнению художника на руки пианиста, в частности, на руки С.В. Рахманинова.

Портрет С.С. Юдина
Портрет С.С. Юдина

 

Еще одна особенность медиков – их связь по роду работы с людьми, обладающими властью.

                  Врачи и власть

По воле случая, становясь лейб – медиками,  они нередко  оказывали влияние на принятие ответственных решений, становясь в определенной мере государственными деятелями. Одним из заслуживающих внимания был лейб – медик Иван Иванович Лесток (1692- 1767) , так звучит имя на русском языке, начавший службу у  Петра I. Впоследствии он  участвовал в государственном перевороте в пользу Елизаветы Петровны. Считался  первым Главным директором медицинской канцелярии, в современном звучании министром здравоохранения.

Портрет С.С. Юдина
Портрет И.И.Лестока

Заметную роль в жизни России играл и другой лейб – медик Петра  Первого, Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост (1692 -1755). Он был одним из главных советников и помощников царя в организации Академии наук. 29 ноября 1725 года Блюментроста  назначили президентом Академии наук.  Кроме того, Лаврентий Лаврентьевич, проходя практику в Голландии, помог договориться о покупке коллекции Рюйша и создать на ее основе знаменитую Кунсткамеру. Им выполнено еще много полезных дел.

 

Портрет Блюментроста
Портрет Блюментроста

Первым  русским  по рождению лейб-медиком, был Осип Кириллович Каменецкий (1754-1823), профессор Медико-хирургической академии. Его портрет работы Григория Ивановича Угрюмова (1764-1823) куплен П.М. Третьяковым и находится в Третьяковской галерее. Осип Кириллович автор нескольких руководств: «Краткое наставление о лечении простыми средствами болезней, от различных ядов случающихся» (М., 1806 и 1822) и «Наставление, каким образом поступать должно с больными там, где нет лекарей…» (СПб., 1813).

 

Портрет Каменецкого
Портрет Каменецкого

Одним из героев французской революции был практикующий врач Поль Марат, смерть которого запечатлена на известной картине  Давида. Прекрасный врач, сын врача, брат учителя А.С. Пушкина в Царкосельском лицее, в годы революции, получив власть, широко ею пользовался, призывая казнить контрреволюционеров. Вот до чего доводит власть! До неожиданного перевоплощения служил с 1779 по 1787 года  врачом в придворном штате графа д’Артуа, и ничто не предвещало метаморфозы.

        Гримасы судьбы

Трагическая судьба связана с выдающимся французским врачом, масоном и …членом Конвента, с 1789 по 1791    одним из десяти членов конституционной ассамблеи профессором Жосефом  Игнасом  Гильотеном (1738-1814).  Изучал медицину в Реймсе и Париже, в 1768 году закончил с отличием обучение. Гильотен   известен  трудами в области анатомии, стал в 30 лет профессором. Ирония судьбы в том, что либерально настроенный врач, будучи противником смертной казни и, не имея возможности добиться ее отмены, задумался, как облегчить последние мгновения осужденных. Не доктор Гильотен изобрел орудие казни. Национальное собрание Франции обратилось к хирургу  Анри Луи с просьбой создать или модернизировать новое орудие. Профессор Луи обратился к фортепианному мастеру и механику Тобиасу Шмидту, который по чертежам создал  то, что требовалось. Прошло совсем немного времени, и в 1794 году сам доктор Гильотен   ожидал казни в тюремной камере. Но после гибели Робеспьера его  освободили. По воспоминаниям современников, Гильотен мало показывался в обществе после печальных событий, страдал и молился. Публично выступил лишь с требованием  обязательного оспопрививания. Просил изменить укоренившееся название «гильотины», но потерпел неудачу. Потомки сменили фамилию… Портрет Гильотена (1784 г.) работы неизвестного художника хранится в музее Карнавале, Париж, Франция. В Версале в зале для игры в мяч выставлен бюст Жозефа Гильотена  работы Анри Теофиля Бульона,  1892 года.       И так бывает…

Портрет Гильотена
Портрет Гильотена

Примерно в тоже время известный французский психиатр Филипп Пинель ( 1745 – 1826)реформировал практику лечения в психиатрических лечебницах, сняв кандалы. Имя Пинеля вошло в историю как символ  гуманности

Портрет Гильотена
Портрет Пинеля

Картина Роберта Флери Доктор Пинель в Сальпетриере, в  1795 г., освобождает умопомешанных от оков» (1876),

А Гильотен? Гримасы истории…

Картина Роберта Флери Доктор Пинель в Сальпетриере
Доктор Пинель в Сальпетриере

В одном ряду с Пинелем, нельзя не упомянуть  одного из самых светлых врачей ХIХ века, доктора Федора Петровича  (русское имя) Гааза. Федор Петрович  (1780-1853) родился в Германии в интеллигентной семье: дед – доктор медицины, отец – фармацевт-аптекарь. Случайно, живя и работая  в Вене окулистом, встретился с князем Репниным, после чего   оказался в России, полюбил страну и только ненадолго уезжал ухаживать за умирающим отцом. Теплые отношениями связывали доктора с семьями русских аристократов, например, Голицыных и Репниных, в чьих имениях ему приходилось бывать. Голицын познакомил Гааза с матерью, княгиней Натальей Голицыной, прототипом графини в повести А.С. Пушкина « Пиковая дама».  Доктор Гааз успешно работал, занимался частной практикой, обзавелся роскошным особняком, собирал произведения искусства и вел достаточно спокойный образ жизни до…определенного времени.  Опять же случай все изменил.  Доктор познакомился с состоянием тюрем и чудовищным положением заключенных. С этих пор, он отдает свое время и свои  деньги для облегчения участи заключенных. Ему удается добиться облегчения веса кандалов, использования защитной кожаной повязки с внутренней стороны как профилактики отморожения, продлить  для отдыха сроки пребывания каторжников на пересыльных пунктах,  открыть тюремную больницу. И, что очень важно, Гааз  привлекает  внимание общества к бедственному положению заключенных и пенитенциарной системы в целом. Его девизом служит: «спешите делать добро».

Медаль  «За вклад в развитие пенитенциарной медицины России»
Федор Петрович Гааз

В 2008 год в России Федеральной службой исполнения наказаний введена медаль  «За вклад в развитие пенитенциарной медицины России»  На медали выбит портрет доктора Гааза.  Везде —  на бронзовой и наградной медалях, на памятнике  скульптора Андреева приведен один и тот же портрет доктора работы неизвестного художника. Известно, что Федор Петрович уклонялся от встреч с художниками. Он не стремился к популярности, он помогал людям!  

За вклад в развитие пенитенциарной медицины России
За вклад в развитие пенитенциарной медицины России

Остался верен профессиональному долгу и чести доктор Евгений Сергеевич Боткин,  отказавшийся оставить императора и расстрелянный вместе с семьей Николая  Второго.

 

Портрет Доктора С.Е. Боткина
Портрет Доктора С.Е. Боткина

Так же поступил, войдя с детьми в газовую камеру, доктор Корчак.

В 1953 году профессор  Ефрем Исаакович Лихтенштейн, находящийся в это время под следствием НКВД, публично, в оперном театре Киева отказался клеймить «врачей – убийц», и поддержать обвинение против арестованного «По делу врачей» профессора В.Х. Василенко.

 

Портрет Лихтенштейна работы художника Михаила Туровского
Портрет Лихтенштейна работы художника Михаила Туровского

 

Так сложилось, что врачи  в силу профессии  находились и находятся в гуще событий, участвуя  в них не только профессионально.

Врачами были Че Гевара,  Сальватор Альенде, Го Мо Жо,  Клемансо ( студент – медик),  Башар Асад… Один врач идет на смерть, верный долгу, другой – бестрепетно отдает приказ УБИВАТЬ.

Если среди писателей было много медиков, (Рабле, Чехов, Булгаков, Моэм и многие другие) то художники – врачи практически отсутствуют, несмотря  на мифологизацию   профессии и практически несомненное сотворчество.

Почему так происходит? Известно, что у художников превалирует пространственно — образное мышление, связанное с правым полушарием, в противовес логико – вербальному, характерному для левого.  Врачебная деятельность является в основном вербальной и, следовательно, больше связана с левым полушарием. Впрочем, нет строгого деления функций в зависимости от полушарий. Будем считать это  одной из многих нераскрытых тайн    мозга человека.

Врачи: художники – любители и коллекционеры.

Известны  врачи, любящие и умеющие рисовать, но не достигшие мастерства в этом виде искусства. Например, неплохим рисовальщиком был знаменитый  врач – невропатолог, создатель нового направления в науке, Жан Мартен Шарко (1825- 1893).

Картина работы Шарко
Картина работы Шарко

Однако его полотна не идут вровень с достижениями в науке. Он  коллекционировал картины, мозаики, гобелены, иконы и барельефы, изображавшие больных с неврологическими расстройствами, и на основе своей коллекции издал (в сотрудничестве с П.Рише) две книги: «Безумие в искусстве» 1887 и «Уродства и болезни в искусстве»,1889.

 

Портрет Шарко и медаль в его честь
Портрет Шарко и медаль в его честь

Известный, в основном, благодаря  знакомству с Ван Гогом, доктор Поль Фердинанд  Гаше(1828-1909) с детства мечтал о карьере художника. Его  предки со стороны отца восходят к известному художнику Яну Мабюсе, , псевдоним фламандского живописца Жана де Госсарта (1478- 1533). С ранних лет  Поль Фердинанд обучался  рисованию. Гаше рисовал офорты и выставлял их в Салоне отверженных, подписывался  Ран ван Рейсел( из Лилля). Любовь к искусству не оставила  Поля Фердинанда, он понемногу продолжал рисовать и став врачом, посещал студию знаменитого Густава Курбе, дружил с художниками — Сезанном, Писсаро.  Его близким  знакомым был и Эдуард Мане, одна из последних грустных встреч с художником произошла на консилиуме, когда решался вопрос об ампутации ноги.  Лечил Гаше  Камилла  Писсаро и членов его семьи, ослепшего Домье, оплачивал в трудный период работу натурщиц Огюсту Ренуару. Доктор собрал превосходную коллекцию картин, частично купленных, а больше подаренных неимущими художниками в виде платы за лечение. Переехав в Овер после женитьбы, Гаше  в мансарде своего дома создал мастерскую и приглашал работать в ней художников.

Однако карьеру ему суждено было сделать в качестве врача, а не а художника.

Портрет доктора Гаше
Портрет доктора Гаше

В клинику доктора Гаше поступил на лечение Ван Гог. Они часто встречались, вели долгие неспешные беседы об искусстве. В какой-то момент у художника возникло желание написать портрет врача, человека со сложным и противоречивым внутренним миром. Их добрые отношения основывались во многом на любви к искусству. В письмах брату Тео Ван Гог писал: «Господин Гаше, на мой взгляд, так же болен и нервен, как я или ты, к тому же он много старше нас и несколько лет назад потерял жену; но он врач до мозга костей, поэтому его профессия и вера в неё помогают ему сохранять равновесие. Мы с ним уже подружились. Работаю сейчас над его портретом: голова в белой фуражке, очень светлые и яркие волосы; кисти рук тоже светлые, синяя куртка и кобальтовый фон. Он сидит, облокотясь на красный стол, где лежит жёлтая книга и веточка наперстянки с лиловыми цветами» — Винсент Ван Гог, 1890. Художник написал портрет доктора с веточкой наперстянки в руке, из которой Гаше готовил лекарство для пациентов и для Ван Гога, в частности. Доктору Гаше  суждено было сделать посмертный рисунок Винсента Ван Гога.

Рисунок Винсента Ван Гога
П.Ф.Гаше. Посмертный портрет Винсента Ван Гога

В Овере художник написал и портрет доктора Рея, полную противоположность доктору Гаше. Не все врачи, несостоявшиеся художники и любители искусств. Доктор Феликс Рей, практикант, не интересовался искусством, не понимал, с кем доводиться общаться, кого лечить. Написанный Ван Гогом портрет небрежно положил на чердак, а затем прикрыл им дырку в курятнике… И только счастливый случай сохранил прекрасное полотно, купленное позднее С.И. Щукиным. В настоящее время картина хранится в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Рисунок Винсента Ван Гога
Доктор Рей. Рисунок В. Ван Гога

 

 

Не знаю, почему, но «прибежищем» картин нередко служит курятник, как произошло позднее (не так благополучно) с произведениями  Хаима Сутина и Амедео Модильяни!

Блестящий  художник  Тулуз-Лотрек интересовался медициной, следил за новинками науки. От Габриеля Тапье, студента — медика часто слышал восторженные отзывы о хирурге Пеане. В мифах древней Греции упоминается легендарный врач Пеан, то как «врачеватель Богов», то, как  ученик самого бога врачебного искусства  Асклепия. Пеан получил от Латоны, матери Аполлона и Артемиды, целебные корни, которыми успешно лечил болезни богов и людей».
« …Успехи ученика не давали покоя Асклепию, из зависти он приказал травить Пеана. Но благодарный за свое спасение Аид не дал погибнуть своему исцелителю. Он превратил его в растение, корнями которого Пеан так успешно пользовался».

Забавно, как мифы становятся реальностью — через тысячу лет, появился новый реальный человек, врач Жюль Эмиль  Пеан, совершающий чудеса благодаря знаниям и смелости.

А до этого была непростая жизнь юноши в семье отца – мельника. Учиться начал поздно в 15 лет, но быстро продвигался, сдав за два года экзамен на аттестат зрелости. Отличался Пеан  не только любовью к знаниям, но и эпикурейством, из-за чего не всегда в срок сдавал экзамены. Однако это не помешало его блестящей  врачебной карьере.  Пеана привлекало все новое, он успешно изобретал. Зажимами  Пеана (1862) до сих пор пользуются в хирургии. Он первым 9 апреля 1879  в присутствии  врачей выполнил  резекцию желудка, создал новый эффективный способ удаления яичников. С помощью кузена Габриеля,  Лотреку удалось присутствовать в операционной и наблюдать виртуозную технику хирурга.

Портрет Пеана
Портрет Пеана

Профессору было 62 года, он находился в зените заслуженной славы. Приезжал в клинику в коляске, запряженной парой гнедых, с кучером в ливрее. Все было красиво и помпезно. Лотрек внимательно вглядывался в профессора, особенно восхищался руками — « обе руки были правые».  Художник сделал множество набросков и две прекрасные картины – «Операция Пеана» и «Трахеотомия».

Трагической оказалась  история портрета замечательного русского врача  Карла Андреевича Раухфуса(18351915).   Иван Николаевич Крамской писал портрет доктора. Во время одного из сеансов художник почувствовал себя плохо, упал и все усилия Карла Андреевича  ни к чему не привели. 5 апреля 1887 года Крамской скончался так и не успев закончить портрет.

 

Портрет Раухфуса
Портрет Раухфуса

         Здоровье и болезнь, Жизнь  и смерть – вечные  непреходящие темы  с не  найденным решением. Смерть не перестала нести на себе отпечаток мистики и тайна её сохранилась. Философы, физики, врачи знают много, успешно движутся в познании сути явления. Но вряд ли картина мира лишится непознанности и таинственности. В живописных полотнах эти мотивы не только присутствуют, но порой доминируют. И здесь, как правило, не обходится без ангелов, демонов, врачей.

Неожиданной для творчества Пабло Пикассо показалась замечательная картина « Знание и милосердие», 1897 года. Полотно написано  пятнадцатилетним Пабло по просьбе отца художника Хосе Руиса Бласко , учителя рисования, профессора. Дон Хосе послужил моделью врача, ребенка за плату давала местная попрошайка, монашеское  одеяние брали в одном из монастырей Малаги. Молодой Пабло Пикассо (фамилия матери художника)  сумел отобразить горе матери, прощающейся с ребенком. Символично  присутствие  у постели умирающей врача и монахини, то есть определенный дуализм.

Пикассо  « Знание и милосердие»
Пикассо « Знание и милосердие»

Будучи в Голландии, я естественно поехала в Лейден, желая увидеть старейший в Европе Анатомический театр, вспомнить историю доктора Ван Тюльпа,- настоящее имя Клаус Пиетерзон  (1593 – 1674)- выпускника местного университета. Практически всем Ван Тюльп  известен благодаря блестящей картине Рембрандта. Мало кто задумывается о личности врача Ван Тюльпа и о его вкладе в науку. Как многие ученые эпохи Возрождения, Ван Тюльп занимался не только врачеванием, в чем был силен, но и политикой, будучи вначале казначеем, а затем и бургомистром Амстердама. Как врач, Ван Тюльп предложил, ставшую знаменитой эмблему медицины —  зажженную свечу , «Светя другим, сгораю сам». С 1628 г. по 1653  был главой Амстердамской гильдии врачей. Он провел сравнительное изучение организма обезьяны и человека, описал впервые мигрень, открыл илеоцекальный клапан, обнаружил вредное действие табака на легочную систему, описал у голландских моряков симптомы болезни, позднее названную Бери – Бери. С таким врачом    был знаком Рембрандт Ван Рейн. Картина  « Анатомия доктора Тульпиуса» впервые подписана полным именем: Рембрандт Хармезон из Лейдена. После этой картины популярность и слава художника неизмеримо возросла. Картина не документальна, на вскрытиях присутствовало обычно больше людей. Аутопсия  тела Андриана Андрианса производилась  1 февраля 1632 года профессором  Николасом Тюльпом.    В то время вскрывать разрешалось только преступников после казни, так случилось и с Адриансом,  известным под кличкой «Младенец». 31 января 1632 года  он был казнен  за воровство. Именно Андрианс изображен  на знаменитой картине.

Анатомический  театр в Лейдене сгорел, посмотреть удалось восстановленную копию, лишенную ауры древности, несмотря на усилия создателей реплики. Огорчение от утраты вскоре сменилось радостью знакомства с музеем истории медицины и естественной истории.

Особый интерес вызвали четыре полотна  неизвестного художника о том, каким неоднозначным видится врач в зависимости от ситуации. Картины висели в плохо освещенном зале, сфотографировать не удалось. Открытки в музее давно закончились. Каждая картина отражала одну из ипостасей врача глазами пациента. Вернувшись, начала поиск картин  виденных в музее. На каком – то этапе мне удалось найти четыре гравюры, точно повторяющие  сюжет  виденных в музее картин. Автор картин экспонируемых в музее не известен. Гравюры выполнены  Хендриком  Гольциусом в 1587 году и называются «Медицинские работники». В цикле четыре гравюры:1врач — Бог,2.Ангел,3.Черт и 4. Человек. Под каждой гравюрой надпись на старо голландском языке. http://zooart.livejournal.com/232610.html  Перевод со староголландского языка на английский выполнил по моей просьбе доктор Jan Mets, редакция перевода на русский язык сделана профессором Ларисой Фиалковой. Выражаю им искреннюю благодарность.

Подписи на русском языке

 

Поскольку пациенту грозит смерть, меня возносят до статуса бога или ему подобного: мне молятся с непокрытыми головами

.

Семья поклоняется мне и обещает богато отблагодарить, потому что спасение жизни стоит всей собственности

 

Когда боль и опасность несколько отступают, во мне видят ангела. О, Господин, ты посланец Бога с небес Твое искусство избавило меня от смерти,

Такие слова срываются с языка:

Нет большего сокровища, чем здоровое тело.

 

 

 

Из Бога я превращаюсь в дьявола с явной потерей в статусе,

Когда работа должна быть оплачена по справедливости,

Потому что меня призвала не любовь, а опасность

 

 

Поэтому любовь не участвует в вознаграждении, не движет неблагодарным выздоровевшим пациентом,

Поскольку холодное железо ковать тяжело

Поэтому вы, Мастера, все это время

Осваивающие благородную науку медицину:

Примите мой пример как предупреждение,

Заставьте людей платить вам, пока они все еще страдают,

Называют вас «Друг», хорошо отметьте мои слова,

И проследите, чтобы вам заплатили настоящими деньгами,

Поскольку это плохо работать и пить воду.

 

Приведенные подписи к рисункам впечатляют и показывают изменчивость  отношения к врачу, когда опасность исчезает. Что касается денежной проблемы, то здесь на самом деле ситуация неоднозначная. Примерно в таком же ракурсе изображал врачей в комедиях Мольер, да и не он один. Коммерческая медицина последних десятилетий не придает работе врача  функции целителя, а демонстрирует скатывание в определенных случаях к бизнесу. Как видно и это не «ново под луной».

Интересные философского звучания работы художников разных эпох отражают понимание и восприятие завершения  жизни и наступления не без борьбы смерти. Подходы к изображению смерти разнятся в зависимости от времени создания, мировоззрения художника, его жизненного опыта и психического состояния.

Осознание реальности, неизбежности смерти – стимулирует человеческую активность, стремление  творчества. Страх смерти – предмет дискуссий в философии, науке, искусстве, религии. Он практически никого не оставляет равнодушным. Рождение и смерть – два неизбежных явления в жизни каждого человека. Невозможность понять, узнать, что находится  за чертой будоражит мысль, создает гипотезы, предположения, но не находит ответа на тревожные вопросы.

Мир дуален: жизнь и смерть идут параллельно, пересекаясь в финальной точке. Художники своими средствами выражают  страх неизбежных изменений, персонифицируют смерть…

Сюжеты смерти многолики, изображение различно  от метафорического образа  до фигуративного, натуралистического. Тема сложная, многоликая, требующая отдельного серьезного исследования.

Использованная литература

1.Дворецкий Л.И. Живопись и медицина Размышления врача о живописи и  художниках.  Москва, 2010

2. Ван Гог Письма пер. с голланд.  Л-М., 1955

3.Лихтенштейн И.Е. Демоны Врубеля Газета «Новости медицины и фармации» 9 (460) 2013

4.Лихтенштейн И.Е. Михаил Александрович Врубель Заметки врача «Зарубежные задворки»           Эссе 12-02-2012

5. Яковцова А.Ф. , Сорокина И.В., Гольева Н.В., Харьковский национальный медицинский университет, И.И. Яковцева, Харьковская медицинская академия последипломного образования  «Живопись, ваяние, зодчество» Газета новости медицины и фармации 15(335) 2010

 6. Яковцова А. Ф и др.  Медицина и искусство. — Х. : ИД Райдер, 2008. 

Вам понравилось?
Поделитесь этой статьей!

Добавить комментарий