Хочу поделиться некоторыми мыслями об одной деликатной проблеме.
Пётр Ильич Чайковский — наше всё в музыке! Это один из немногих деятелей культуры, чьи произведения составляют гордость не только русской, но и мировой культуры! На страницы этих заметок его привело то, что по свидетельству огромного количества его современников он был геем. Сегодня есть много патриотов, оспаривающих это утверждение. Основных аргументов два: он был православным человеком, стало быть, не мог быть геем… И второй — письма его и дневники готовил к изданию его брат Модест, который точно был геем. Он не хотел быть в этом одиноким и все свидетельства об этой стороне жизни брата сам придумал и внёс в тексты… Звучит неубедительно и остаётся недоказанным, и, главное, не признанным никем из авторитетов. Были и более изощрённые попытки доказательства отсутствия нетрадиционной ориентации. Уже в наши дни известные психиатры, комментируя признания самого Чайковского во влюблённости в конкретных мужчин, объявили их платоническими увлечениями, не подпадающими под определение принадлежности к геям. Перечитав огромное количество всяких фактов из его личной жизни, я не обнаружил ни одного упоминания о его чувствах к женщине и для меня все сомнения отпали. К какому же выводу я пришёл? Если объект, на который направлена нежность мужчины, тоже мужчина, то и сам характер влюблённости, и вдохновение, которое испытывает творческий человек ничем не отличаются от случая мужчина-женщина. К счастью, если факты из личной жизни композитора в силу разных причин недоступны огромному количеству почитателей его таланта, то его музыка всегда востребована, а сегодня, благодаря интернету, и доступна всем. И музыка эта в большинстве случаев, как и у всех композиторов, поэтов, художников — это переплавленные вдохновения, озарения, переживания (в том числе и любовные).
Мне вообще непонятны люди, которых в Чайковском интересует только его интимная жизнь?! Нормальные люди не должны залезать в постели великих людей! А порядочные — вообще, ни в какие постели!! Я являюсь большим любителем анекдотов и вспомнил один из некогда популярной серии «армянское радио»: «нас часто спрашивают: правда ли, что великий русский композитор Чайковский был геем? Отвечаем: правда! Но наш народ уважает его не только за это!» Учитесь у армян!
Теперь сюжет, связанный с Пушкиным. Нет, геем он, конечно, не был, но жизнь его оборвал гей, точнее, бисексуал Дантес. Погиб Пушкин на дуэли, поводом которой были ухаживания Дантеса за его женой, Натальей. Хочу начать с того, как сам Пушкин относился к романам с замужними женщинами. Собственно говоря, романов с незамужними девушками не могло и быть, даже тайных. Возможная беременность незамужней барышни была бы скандалом. Поэтому дальше петтинга в этих случаях дело не шло. Другое дело, если дама уже замужем. Ответом на поставленный вопрос может служить обмен письмами Пушкина со своим знакомым поэтом-дилетантом Родзянко. В совместном с А. Керн письме к Пушкину Родзянко сообщает ему о своём романе с ней и о том, что уговаривает её развестись с мужем. Ответил Пушкин своим известным стихом:
Ты прав: что может быть важней
На свете женщины прекрасной?
Улыбка, взор ее очей
Дороже злата и честей,
Дороже славы разногласной…
Но не согласен я с тобой,
Не одобряю я развода!
Во-первых, веры долг святой,
Закон и самая природа…
А во-вторых, замечу я,
Благопристойные мужья
Для умных жен необходимы:
При них домашние друзья
Иль чуть заметны, иль незримы.
Поверьте, милые мои:
Одно другому помогает,
И солнце брака затмевает
Звезду стыдливую любви.
Переписка эта относится к периоду пребывания поэта в ссылке, в Михайловском, куда угодил за роман с Е.К.Воронцовой. Так что, давая советы Родзянко, имел уже солидный опыт по этой части. Но, как говорится, что позволено Юпитеру… Дантес принадлежал к тому же обществу, что и Пушкин и вёл себя так же, как и Пушкин… Но в этом конфликте роль обманутого мужа принадлежала уже Пушкину. И с этой ролью он мириться не хотел. Вся история этой дуэли преподносилась нам со времён школы однобоко с позиций, озвученных в стихотворении Лермонтова: «На смерть поэта».
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал!..
Святая правда! Дантес не знал русского языка и не мог понимать талант Пушкина! Были случаи, когда даже знание русского языка не помогало понять этот талант. К своим многочисленным странностям Лев Толстой добавил и эту: он не раз подчёркивал, что поэзия Пушкина, кроме «Евгения Онегина» и двух его стихотворений о смерти, никчёмная… В своей работе «Что такое искусство?» он писал о том, как удивится простой человек, когда на свой вопрос: кто такой Пушкин? узнает, что Пушкин был человек больше чем легких нравов, что умер он на дуэли, т. е. при покушении на убийство другого человека, что вся заслуга его только в том, что он писал стихи о любви, часто очень неприличные. Так что непонимание величия Пушкина Дантесу придётся простить. Когда после гибели Пушкина всё общество осудило Дантеса, он в одном из писем искренне недоумевал: почему общественное мнение не делает различия между талантом Пушкина и его несносным поведением.
Расхожее мнение о Дантесе, как о солдафоне, чуждом светскому блеску, тоже можно оспорить. Он был принят в самом престижном литературном салоне Карамзиных. Его галантность и остроумие там очень ценились. Он понимал, где уместны шутки казарменные, а где салонные и снискал себе уважение и там, и там!
Надо заметить, что, погибнув на дуэли, Пушкин достиг своей цели: опозорил «приёмного отца» и сожителя Дантеса, Геккерна старшего, которого считал сводником и главным виновным в покушении на честь своей семьи. История дуэли хорошо исследована и описана. Но, вызывает удивление, что почти все уверены, что Пушкин вызвал Дантеса на дуэль. Но это не так! Опустив предысторию, кратко опишу финальную часть. Пушкин написал Геккерну оскорбительное письмо, выставив его гнуснейшим человеком. Всё решила последняя строка в которой Пушкин оставлял за собой право ознакомить с содержанием письма всех тех, кого сочтёт нужным. Вызвать Пушкина на дуэль не позволял статус посла и за него это сделал «сын».
Дальнейшая судьба доказала незаурядность Дантеса. Разжалованный и высланный из России, он на родине, во Франции сделал блестящую карьеру и стал пэром. Но, смерть Пушкина аукнулась ему совершенно неожиданно. Его дочь выучила русский язык, боготворила Пушкина и прокляла своего отца за убийство поэта!!
И последнее. Геи были и среди знакомых Пушкина. Например, известный мемуарист Вигель, числившийся в друзьях Пушкина во время его южной ссылки. Вот конец его игривого стихотворения:
Но в Кишиневе, знаешь сам,
Нельзя найти ни милых дам,
Ни сводни, ни книгопродавца.—
Жалею о твоей судьбе!
Не знаю, придут ли к тебе
Под вечер милых три красавца;
Однако ж кое-как, мой друг,
Лишь только будет мне досуг,
Явлюся я перед тобою;
Тебе служить я буду рад —
Стихами, прозой, всей душою,
Но, Вигель — пощади мой зад!
Но в отношении тех, кого он высмеивал, принадлежность к сомнительному сообществу была язвительной. Злые языки связывали неожиданную карьеру военного, а затем провинциального чиновника Дондукова в министерстве народного просвещения с тем, что тот в молодости находился в гомосексуальной связи с влиятельным при Николае I министром народного просвещения и президентом АН С.С.Уваровым. Этому сюжету посвящена эпиграмма Пушкина (1835):
В Академии наук
Заседает князь Дундук.
Говорят, не подобает
Дундуку такая честь;
Почему ж он заседает?
Потому что <жопа> есть.
Последняя фраза из соображений политкорректности печаталась позднее, как: Потому, что есть чем сесть, совершенно изменив смысл эпиграммы.
Жан Кокто (1889 — 1963) известный французсский писатель, поэт, драматург, художник и режисёр, строго говоря, был бисексуалом. Первым сексуальным партнёром его была женщина, но опыт этот оказался неудачным и они быстро расстались. Но в 1937 году его любовником стал молодой человек, юноша, страстно хотевший стать актёром. Он (юноша) не имел никакого образования, но имел несколько неудачных попыток поступить в учебные заведения, готовившие артистов. Сказать по-русски, никто не разглядел в нём будущую знаменитость, но Кокто разглядел! Он начал снимать его в своих фильмах-этюдах о красоте и гармонии мужского тела. В киносценариях, которые он писал, часто находилась небольшая роль для его протеже. Но, однажды он написал сценарий для фильма по драме Гюго «Рюи Блаз». Фильм был снят в 1947 г. и его любовник сыграл в нём две главные роли: Рюи Блаза и де Базана! По сценарию они похожи, как две капли воды! В советском прокате фильм появился в начале 50-х под названием «Опасное сходство». На меня, тогда ещё школьника, фильм произвёл сильное впечатление. Это было моё, да и многих, первое знакомство с Жаном Маре. Дубляж был прекрасным. Маре говорил голосом Бернеса! Очарование было настолько сильным, что позднее, когда Маре стал культовым героем-любовником в известных фильмах, он ещё долго не ассоциировался у меня с исполнителем роли Рюи Блаза.
Для чего я поместил в заметки этот сюжет? Чтобы напомнить, что сексуальная ориентация не мешает артисту правдиво и реалистично «изображать» любые чувства! Я не думаю, что, если эти строки прочтёт «геененавистник», то перестанет смотреть фильмы с участием Жана Маре.
Любовная связь Кокто и Маре продолжалась до 1963 года, до смерти Кокто! Так как всё это время они снимали квартиры на двоих, то связь их не была секретом для их друзей и знакомых! А знакомыми Кокто была вся культурная элита Франции!
Франко Дзеффирелли! У любителей и ценителей оперы и фильмов имя это в большом почёте. Его нетрадиционная ориентация никак не повлияла на его репутацию.Все видят в нём только талантливого режисёра, законодателя «моды» в том секторе кинематографии, который он для себя и для нас избрал. Он «гуру» в режиссуре театральных оперных спктаклей. Им снято большое количество фильмов-опер с великими певцами. И, наконец, большое количество художественных фильмов, многие из которых так, или иначе связаны с великой музыкой и с великими музыкантами!
Он никогда публично не касался деликатной темы своих предпочтений. Но, в фильме «Каллас навсегда» режиссёр и менеджер Каллас показан геем. Хотя сюжет фильма вымышленный, в этом персонаже легко угадывается сам Дзеффирелли. И там он очень деликатно показывает, что однополая любовь точно такая же, как и традиционная. Тонко, коротко, без нажима! В одной из сцен фильма его герой видит в толпе молодого человека и тот отвечает ему взглядом. В следующем кадре они уже просыпаются утром в одной постели! Традиционная любовь с первого взгляда! Всё, как у всех! Второй штрих показывает, что его друзья спокойно относились к его ориентации. По ходу фильма, когда его герой сетует Каллас, что вдохновение покинуло его, она ему даёт совет: «тебе надо сменить любовника». Вполне возможно, что разговор этот когда-то был между реальными Дзеффирелли и Каллас!
Дзеффирелли отлично понимал, что опера, помимо вокала, ещё и зрелище. В фильм-оперу «Травиата» он пригласил Максимову и Васильева. Эффект был поразительным. На время их танца на балу у Флоры зрители забыли главных героев! Дзеффирелли пригласил Васильева ещё раз, но, уже в качестве балетмейстера-постановщика в свою постановку «Аиды» в Ла Скала в 2006г. Я видел много блестящих спектаклей (конечно, записей) «Аиды», но эта постановка особая. Роберто Аланья и Виолета Урмана безупречно исполнили вокальные шедевры, но изюминкой постановки стали балетные сцены. Васильев, по-существу, создал одноактный балет внутри оперы!
Всем советую посмотреть фильм Дзеффирелли «Молодой Тосканини». Захватывающий сюжет, в котором молодой Тосканини едет в Южную Америку в поисках работы. Там он встречает молдую итальянку, дочь богатого банкира, работающую в мессионерском госпитале. Конечно, они влюбляются и в конце фильма женятся. Потом полез в интернет: всё точно так и было! Уже за рамками этого фильма: от этого брака родилась дочь, которая впоследствии вышла замуж за известного пианиста Владимира Горовица и всем гордо представлялась: Горовиц-Тосканини!
На этом хочу остановиться, хотя на самом деле геев в искусстве очень много (только в балете: Дягилев, Нижинский, Нуриев и т.д.), но надеюсь, что найдётся перо, которое донесёт их жизнеописание до широкого круга читателей.
Теперь о мотивах, побудивших меня написать эти заметки. Это отношение к геям в нашей стране. Если выразиться предельно мягко, то оно нетерпимое. Власть относится к ним, как к инакомыслящим (а в недалёком прошлом гомосексуальность была уголовно наказуема). Религия их осуждает, обыватель не считает их нормальными людьми. Дума приняла закон о запрете пропаганды гомосексуализма среди молодёжи. Но, ведь нет никакой пропаганды! Да, геи и лесбиянки объединяются в сообщества для отстаивания своих гражданских прав!! Они требуют разрешить им вступать в однополые браки, разрешить усыновлять детей! Остроту всему этому придаёт то обстоятельство, что в демократических странах эти права геям даны! Скажу больше: там уже нет ничего такого, что геям нельзя, а остальным можно! Скажу ещё больше: если геи люди, то и относиться к ним надо как к людям!
И последнее. Юмор часто высвечивает проблему ярче всего. Этот эпизод молва приписывает Раневской: «Боже мой, несчастная страна, где человек не может распорядиться своей жопой», — вздохнула Раневская. «Каждый волен распоряжаться ей, как ему хочется. Поэтому я свою поднимаю и ухожу!» (на партсобрании в театре Моссовета, на котором обсуждалось немарксистское поведение одного именитого актера, обвиняющегося в гомосексуализме). «Лесбиянство, гомосексуализм, мазохизм, садизм — это не извращения, — строго объясняет Раневская. — Извращений, собственно, только два: хоккей на траве и балет на льду».