Спор кровных братьев

Оставьте этот спор славян между собою,
Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою…
……………………………………………………………
Кто устоит в неравном споре:
Кичливый лях, иль верный росс?
А.С.ПУШКИН

То спор славян между собою? Иль ось земная вдруг сместилась в их умах.

В Киеве около Киево-Печерской Лавры установлен памятник Ивану Мазепе. Это тот самый Мазепа, который соблазнил прекрасную дочь Кочубея. «Прекрасной дочерью своей гордится старый Кочубей..»(А.С.Пушкин. «Полтава»). Василий Кочубей, казачий старшина по ложному навету Мазепы казнён Петром I.
Мазепа заключил предательский договор со шведским королём Карлом XII. Полтавская битва поставила кровавую точку на этом договоре. Окончил свой жизненный путь Мазепа в изгнании в Турции. А мог бы и на Троицкой площади Санкт – Петербурга — извечном месте казней.
А во Львове установлен памятник Степану Бендере, на чьей совести крови украинцев не меньше, чем крови евреев, русских и поляков. В 1959 году в Мюнхене Степан Бендера был убит агентом КГБ.
В Россию под звуки церковного песнопения и шорох хоругвей возвращается прах генерала Деникина. И прах славного генерала Каппеля, сподвижника Колчака, возвращается из Китая. Прах их перезахоронен в Донском монастыре (Москва).
А донские казаки на своих сходах требуют реабилитации генерала Петра Краснова, верного сподвижника Гитлера, повешенного по приговору советского военного трибунала в 1947 году.
Для школьников рекомендован учебник по «Новейшей истории», где Иосиф Сталин представлен как «эффективный менеджер». И на Красной площади в Москве в Мавзолее лежит Владимир Ильич Ленин.
А в календаре нынешней Украины появился ещё один славный праздник – День Победы украинского воинства над русской армией под Конотопом.
Ещё совсем недавно половина граждан Украины была против вступления своей страны в НАТО, может и потому, что для многих из них НАТО – это война против России.
В сознании моих соотечественников само понятие «война» России с Украиной» когда-то звучало дико. Но сегодня война стала реальностью.
Что-то медленно со скрипом смещается в наших головах. Долго запрягаем, но быстро едем. Но как бы лошади не понесли…
Однако…

Украина во времена Хмельницкого находилась под властью Польши. Хмельницкий в 1618 году возглавил восстание против поляков.
А Переяславская рада в 1654 году завершила воссоединение Украины с Россией.
В 1661 году гетман Брюховецкий обращается к царю Алексею Михайловичу с просьбой о помощи: «к Великому Государю, Царю и Великому Князю, Алексею Михайловичу, всея Великая, Малыя и Белыя России Самодержцу, Гетман Иван Брюховецкий вседушно промысел имеет, откуда бы взять хлебных запасов на прокормление ратных людей». Алексей Михайлович нашёл в своих закромах хлеб для пропитания «ратных людей» гетмана. Обратите внимание: Брюховецкий обращается к русскому царю, как государю, в том числе и Малой России, то есть Малороссии – Украине.
Напомним, что заканчивается украинское гетманство с последним гетманом Кириллом Григорьевичем Разумовским в 1764 году вскоре после смерти императрицы Елизаветы Петровны. Кирилл Разумовский – родной брат Алексея Разумовского, бессменного фаворита императрицы Елизаветы Петровны.
С 1764 года Украина входит в состав Российской Империи в качестве провинции – Малороссии уже без гетмана.

Но вернёмся к гетманам времён царя Алексея Михайловича. После кончины гетмана Богдана Хмельницкого его бывшие соратники утратили былое взаимопонимание. Одним казалось, что за время действий Хмельницкого против Польши Россия проявила высокомерие в отношении Украины. Основания для подобных суждений у казацкой верхушки были: вспомним хотя бы титул царя Алексея Михайловича – «Великая, Малыя и Белая России Самодержец». Понятно было, что «Малыя» это и есть Малороссия. То есть Украина.
Оскорбительно было для Украины и наличие в её городах русских войск. Верно, не совсем доверяла Московия Малороссии. Так оно и случилось.
В числе сторонников нового договора с Польшей и разрыва с Москвой оказался Иван Выговской. Став гетманом, он начал переговоры с Польшей. И в сентябре 1658 заключается Гадячский договор, согласно которому Малороссия возвращается под власть Польши. Однако следует отметить, что особенно подвигло Выговского на подписание Годячского договора. Речь Посполита — федерация Королевства Польского и Великого княжества Литовского, возникшая в результате Люблинской унии в 1569 году — получала независимого субъекта — «Русское княжество» в составе воеводств Киевского, Братцлавского, Черниговского с независимыми финансами и судебными органами. В отличие от Переяславского договора, по которому в Украину вводились московские гарнизоны, польским же войскам в «Русское княжество» было входить не велено. Однако действие договора не распространялось на другие украинские земли: Волынь, Подолье и Галицию.
Вероятно, химерическое «Русское княжество» и подтолкнуло Выговского потребовать признания Московией Киева общерусской столицей. Вот она Киевская Русь!

Гадячский договор Россия расценила как измену. На Украину двинулась российская 150- тысячная армия под началом князя Трубецкого. В стане Трубецкого находилось значительное количество казаков, сохранивших верность Москве. Их возглавлял наказной гетман Иван Беспалый.

Под Конотопом произошла битва между войсками Московии и объединёнными войсками гетмана Выговского и татарскими — крымского хана Магомет-Гирея. Русские войска под Конотопом были разгромлены. Было убито 40 тысяч и взято в плен более 15 тысяч русских солдат. Русский историк XIX столетия Сергей Соловьёв написал об этом сражении: «Цвет московской конницы, совершившей успешные походы 1654-1655 годов, погиб в один день, и уже никогда после этого царь московский не был в состоянии вывести в поле такое блестящее войско. В траурных одеждах вышел царь Алексей Михайлович к народу, и ужас пал на Москву. Удар был тем тяжелей, что был неожиданным».

Но Выговской не смог воспользоваться успехом, достигнутым под Конотопом. Магомет – Гирей отказался поддерживать Выговского в дальнейшей борьбе с Москвой. Он увёл свои орды в степи, прихватив в рабство тысячи украинцев. И причина здесь не в «природных зловредности и кровожадности» татар. Причина в разбойной натуре запорожских казаков. Казаки нападали на татарские обозы и грабили их.
Татарский «ясырь»* явился главной причиной падения авторитета гетмана Выговского среди казачьих старшин. В октябре 1659 Выговской добровольно оставил булаву. Он переехал в своё имение Руду, что в Галиции, где продолжал заниматься украинскими делами. В 1664 году поляки расстреляли Ивана Выговского, обвинив его в измене.
17 октября 1659 года новый гетман Юрий Хмельницкий (сын Богдана Хмельницкого) подписал договор, по которому Украина из независимого государства превратилась в автономную единицу в составе Московии. Впоследствии Юрий Хмельницкий принял монашество (отец Гедион), но продолжал оказывать определённое влияние на политическую жизнь Украины.
Печальна и поучительна судьба другого гетмана – Ивана Брюховецкого.
Напомним, Брюховецкий был гетманом Левобережной Украины, формально находящейся под властью Москвы. Гетманом Правобережной Украины был в ту пору Дорошенко. Он пользовался поддержкой Турции и признал себя турецким вассалом.
Но обоих гетманов одолевала страсть стать гетманом обеих сторон Днепра.

Обратимся опять к С. Соловьёву:«В конце января 1667 года посланцы Войска Запорожского подали информацию Москве от боярина и гетмана Ивана Мартыновича Брюховецкого.
Гетман просил помощи против неприятелей и тогобочных изменников и объявлял своё недостойное разумение, чтоб принимать просьбы крымского хана о мире: «Бусурманин только хочет оплошить миром, а потом напасть на города малороссийские.
Мир весь опасается приходу бусурманскому и бьёт челом о прибавке ратных людей в города малороссийские. Государевых ратных людей нет, все разбрелись по домам.
В изменничьем городке Тарговице по указу ханскому, а по просьбе Дорошенко бусурманским именем начали деньги делать, чтоб этими деньгами серебряными, а не медными, всяких людей к бусурманской мысли преклонять. Боярин и гетман по христианскому обычаю ради царя и веры православной велит построить церковь Сорока мучеников под Конотопом, на месте побоища; бьёт челом, чтоб государь помог на церковное строение из казны и на колокола дал две пушки. Да будет царскому величеству ведомо о бесчинии некоторых духовных лиц: людям обоего пола беззаконно жить и разводиться позволяют; пожаловал бы государь митрополита на митрополию Киевскую, то шатости на Украйне прекратятся».
Кажется, Иван Брюховецкий — честный верноподданный Москвы. И строительством церкви под Конотопом он освящает мир и взаимное прощение Москвы и Украйны. Признаёт, что Конотопская битва есть трагическая ошибка. (До банальности: «Это больше, чем преступление, это ошибка», Брюховецкий ещё не дорос).
Заметки на полях: всё-таки надо отметить временное просветление гетмана Брюховецкого.
Но вернёмся к истории вопроса. На правой стороне Днепра активность проявляет Дорошенко. Он объявляет русскому послу, что «под высокодержавною рукою царского величества быть хотим, только бы в городах наших и местечках воевод и ратных людей московских не было. Вольности наши казацкие и права были бы не нарушены. И гетманом бы на обеих сторонах Днепра быть Петру Дорошенку; а гетману Брюховецкому по милости великого государя можно прожить и без гетманства».

*Татарский «ясырь» — это пленные, которых захватывали крымские татары во время набегов на украинские селения.
Выговаривая себе гетманство на обеих сторонах Днепра, Дорошенко побуждает к восстанию против Москвы левобережных казаков, подрывая тем самым доверие Москвы к Брюховецкому. Брюховецкий писал, чтобы великий государь простил запорожцев, иначе будет плохо. Москва расценивает послание левобережного гетмана как угрозу и уже видит в Брюховецком изменника.
И вот уже Москва вроде бы благосклонно смотрит на Дорошенко, и Дорошенко готов называться гетманом царского величества, но только не на условиях Брюховецкого. Но других условий теперь трудно получить от Москвы. И Дорошенко находит средство оторвать от Москвы восточный берег Днепра с помощью самого Брюховецкого. Дорошенко пишет восточному гетману, что готов уступить ему булаву и, таким образом, он, Брюховецкий, станет гетманом обеих сторон Днепра, но прежде он должен выжить с Украйны воевод московских, отложиться от царя и отдаться под покровительство султана. И ещё коварный Дорошенко писал, что царь прислал к нему посла с призывом на гетманство восточной стороны.
Потакая в былые времена Москве, Брюховецкий возбудил против себя ненависть в казачестве. И сейчас он оказался между двух огней – между ненавистью казацкою и недружелюбными замыслами Москвы. У Брюховецкого только один выход: поднять народ против царских воевод. И этим пробрести расположение казаков. А Дорошенко, как надеялся Брюховецкий, выполнит своё обещание и откажется от булавы в пользу Ивана Мартыновича Брюховецкого. И он, Иван Мартынович, засядет в столице Богдана Хмельницкого.
В конце 1667года между казаками пущена была весть, что «Брюховецкий больше не нижайшая подножка царского престола». Начались волнения. Казаки не подчинялись царским воеводам. Грабили русских мещан — откупщиков, резали им бороды и прямо говорили: «Будьте с нами, а не будете, то вам, воеводе и русским людям жить всего до Масленицы». Как известно, русская Масленица начинается в середине февраля.
И уже 1февраля 1668 года дошла до Москвы весть, что гетман Брюховецкий со всей Украйной отложился от государя и присягнул крымскому хану и Дорошенку. Сведения эти были не совсем точны.
Как с Годяча началась история измены гетмана Выговского (Годячский договор с Польшей), так и Брюховецкий начал со своей вотчины — Годяча.
Войско московского воеводы Огарёва, которое стояло в Годяче, отбивалось, сколько было сил, но казаки их одолели. «70 человек стрельцов и 50 солдат пало под ножами убийц, 10 человек стрельцов успели выйти из города, но перемёрзли в дороге. 110 начальных и лучших служилых людей захвачены были казаками в плен. Не пощадили и жену воеводы Огарёва. В поругании водили её простоволосую по городу и, отрезав одну грудь, отдали в богадельню».
Покончив с Москвой у себя в Гадече, Брюховецкий разослал по городам Украйны листы с увещеванием последовать его примеру: « …Мы от руки и приязни московской отлучились по важным причинам. Послы московские с польскими комиссарами утвердились с обеих сторон разорять Украйну, отчизну нашу милую, истребив в ней всех жителей больших и малых. Для этого Москва дала ляхам на наём чужеземного войска четырнадцать миллионов денег. О таком злом намерении неприятельском и ляцком узнали мы через духа святого (!?). Тогда народ встал, и мало их, врагов наших, ушло живыми! Пожелайте вы целости отчизне своей, Украйне, промыслите над своими домашними неприятелями, москалями. Очищайте от них свои города». (Чем не нынешний Пётр Алексеевич Порошенко!)
Но немногие города откликнулись на призыв Брюховецкого. Да и в окружении Ивана Мартыновича зрела измена. Полковники восточной стороны не любили его и прежде.
А сейчас ещё более возненавидели, потому что он окружил себя запорожской чернью и дал им большую волю. И чернь эта грозила подорвать власть полковников.
Заговором вокруг левобережного гетмана тут же воспользовался Дорошенко. Он послал сотников своих сказать Брюховецкому, чтобы «привёз свою булаву к нему и поклонился. А себе взял бы Гадяч с пригородами по смерть». Рассвирепел обманутый Брюховецкий и заковал в цепи посланцев Дорошенки. На другой день подошли к Гадячу полки правобережных казаков. И сразу казаки обеих сторон соединились. Раздались крики: «Мы за гетманство биться не будем. Брюховецкий доброго ничего нам не сделал!» И пошли грабить обозы гетмана Брюховецкого. Иван Мартынович сидел в палатке своей в креслах, когда толпа казаков с ругательствами ворвалась к нему и потащила его к Дорошенке. «Ты зачем ко мне так жестоко писал и не хотел булавы отдавать?» — спросил Дорошенко Брюховецкого. Не добившись ответа, Дорошенко дал знак рукой. Толпа накинулась на Ивана Мартыновича, стала бить его рогатинами и резать ножами. И потом выбросили его мертвого на дорогу.
Вечером казаки напились, пьяные стали кричать, что надобно убить и Дорошенку. И тот едва утешил их, выкатив несколько бочек горилки. А ночью со своими старшинами уехал из лагеря от греха подальше.
Гетмана Брюховецкого похоронили в Гадяче в построенной им церкви.
Видим – братья по крови украинцы и русские никогда дружны не были. Есть такой закон психологии, что самая жестокая ненависть возникает между родными братьями. И история, и нынешнее время это подтверждают.
Да, украинцы и русские родные братья. И поляки их братья, хотя и двоюродные. О двоюродных братьях рассказ ниже.
А вот 2016 год. Движется по Украине православный крестный ход под лозунгом «За мир, любовь и молитву за Украину». Ход должен закончиться в Киеве 27 июля. Крестный ход, организованный Украинской православной церковью Московского патриархата. По замыслу организаторов, духовенство и верующие должны пройти в Киево-Печерскую лавру, где 28 июля будут праздничные богослужения в честь крещения Киевской Руси. И вот что пишет по этому поводу украинская пресса: «Наше общество накрыла волна возмущения — люди открыто выступали с призывами — не дать Московскому патриархату провести любые мероприятия на Украине. Украинская православная церковь Московского патриархата – это рука Кремля. На Украине есть православная Киевского патриархата, которая желает самостоятельности в пределах Вселенской православной церкви. С обретением Украиной независимости Украинская православная церковь также должна быть независимой от Москвы».
Нет мира под оливами. Вот и Господь не может помирить двух братьев родных. Впрочем, украинская полиция взяла под защиту участников шествия УПЦ Московского патриархата, идущих в Киев. Конфликта с его противниками удалось избежать. Ну, что тут скажешь? Может, Господь и погрозил кому-то в Киеве перстом своим.

И опять о памяти людской. Точнее — о памятниках.
В Лондоне на набережной Темзы стоит памятник Оливеру Кромвелю. С его именем связаны самые кровавые страницы английской истории. После смерти Кромвеля жители Лондона выкопали его останки и выбросили на свалку. А вот надпись на постаменте памятника Кромвелю гласит следующее: «Лорду-протектору, защитнику всех обездоленных и гонимых».
В Париже нет ни одного крупного памятника Максимилиану Робеспьеру. Но есть станция метро его имени. Робеспьеру жители Франции обязаны тем, что работа гильотины была самым популярным и любимым зрелищем французов.
А в Петербурге напротив Финляндского вокзала стоит памятник Владимиру Ленину (скульптор С. А. Евсеев). Ещё один памятник Ленину — на одной из самых красивых улиц Петербурга – Московском проспекте. Выполнен памятник замечательным советским скульптором Аникушиным. Но следует напомнить читателям, что памятник Владимиру Ильичу, что стоит напротив Финляндского вокзала, был взорван в апреле 2009 года. Как писала российская пресса, ни кто не пострадал. Ну, кроме товарища Ленина.

Памятник императору Александру II.
Памятник Александру II был открыт 31 мая 2003 г. в Петербурге перед зданием бывшей Николаевской академии Генерального штаба на Суворовском проспекте. Памятник этот — подарок Украины к 300-летию Санкт-Петербурга. Вот этот подарок по-братски. Но следующего подарка придётся, верно, ждать долго. Подаренный памятник расположен во дворе Военной Академии связи, что на Суворовском проспекте. Монумент особенно интересен тем, что император изображен пешим, а не конным, как принято было ваять Петра Великого, Александра III, Павла I и т.п. Кстати, данный памятник – не оригинал, а копия монумента работы Марка Антокольского, что стоит в Киеве, во дворе Киевского музея народного искусства.
Кстати, я очень долго искал этот памятник на Суворовском проспекте. Пробегавшие мимо жители Питера, лишь пожимали плечами, мол, и слыхом не слыхивали, что этот памятник есть. А одна тётка посмотрела на меня подозрительно, покачала головой. «Я здесь, на Суворовском, шестьдесят лет живу. И никакого памятника и знать не знаю, — проговорили она, — а Вы, молодой человек сами-то откуда будете?» После фразы «молодой человек», правда, сказанной с некоторой иронией, мне как-то не к месту было сообщать, что в Питере, на Мойке 48, живу я семьдесят лет. Помог мне молоденький лейтенант, явно не питерский, это я понял по его выговору. «Да вот же сей-то он», — сказал лейтенант. Мы стояли около решётки, отделяющей двор Военной Академии связи от проспекта. У стены здания, в глубине двора действительно стоял памятник Александру II. По высочайшему указу Александра II было отменено крепостное право в России. А благодарный народ одарил императора бомбой. Бомбу бросил в императора народник Гриневицкий. На месте гибели императора в Петербурге, на берегу канала, ныне Грибоедова, стоит храм «Спас на Крови».
А ведь можно понять питерские власти, которые укрыли памятник императору Александру II. С глаз долой, из сердца вон. Подарок-то от Украины приняли, но на всякий случай спрятали за забором. А ведь как в воду глядели. Сами понимаете. Нынешние-то времена…
 

И ещё — без политики никак. Ведь совсем недавно рядом с Невским проспектом была улица Софьи Перовской. Ведь именно Сонечка Перовская махнула белым платочком, давая сигнал Гриневицкому. И улицу Желябова каждый ленинградец-питерец знает. Там лучшая «в мире» была «Пышечная». (Андре́й Ива́нович Желя́бов — революционер-народник, член Исполнительного комитета «Народной воли», один из организаторов убийства императора Александра II).
И сейчас она есть. И всякий приезжий за честь считает её посетить. «Пышечных» нынче в Питере — на каждом углу. Но «Пушечная» на Желябова, (нынче Большая Конюшенная), — единственная. Там рецепт пышек за семью замками держат. Уж больно вкусны там пышки.

Но продолжим про памятники. 8 июля 2016г Сенат Польши принял резолюцию с призывом к Сейму признать геноцидом массовые убийства поляков, совершенные украинскими националистами в годы Второй мировой войны. Верхняя палата польского парламента призвала Сейм установить 11 июля Национальным днем памяти жертв геноцида против граждан Второй Речи Посполитой (1918-1945 гг).С февраля 1943 года украинские националисты начали акцию по уничтожению польского населения Волыни. Кульминации эти события достигли 11 июля 1943 года, когда отряды ОУН — УПА атаковали около 100 польских населенных пунктов. Жертвами стали около 100 тыс. человек, главным образом женщины, дети и старики.

Памятник жертвам Волынской трагедии в Варшаве.
Главным идеологом и одним из организаторов украинских националистов был Степан Бандера. Он нынче герой Украины. Памятник Степану Бандере . Львов.

«Волынь. 30 августа 1943 г. банда УПА и ОУН под командованием Ивана Климчака по кличке «Лысый» вырезала польское село Воля Островецкая. Убили 529 человек, в том числе 220 детей. Поляк Генрих Клок чудом выжил в тот день, он был ранен, и его приняли за мертвого. Рядом с ним над трупом жительницы села Марии Есинюк сидел её 5-летний сын, и просил маму идти домой. 5-летний ребенок не мог понять, что мамы больше нет. К мальчику подошел бандеровец и убил выстрелом в голову.
Логика убийц — детей в живых оставлять нельзя. Тот же главарь банды «Лысый», который вырезал село Воля Островецкая, до прихода в УПА был полицаем. Служил у немцев в 103-м батальоне шуцманшафта («охранная полиция», каратели). Полицаем был и «главнокомандующий» УПА Роман Шухевич (201-й батальон).
Поляк Игнаций Замойский с дочкой 15-ти лет. 22 января 1944 г. их задушили удавкой в селе Буще, Бережанский р-н Тернопольской области.
В апреле 1944 г. на деревню Куты напали бандеровцы. Спящую Чеславу ночью закололи штыком в детской кроватке. За то, что она была не украинка. А 18-летнюю Галину Хжановскую бандеровцы увели с собой, изнасиловали и повесили на опушке леса. А вот польская семья Шайер, их — мать и двое детей, были вырезаны у себя в доме во Владинополе в 1943г.
Убийцы УПА использовали простые подручные инструменты. Например — двуручную пилу. Живых людей — стариков, детей и женщин распиливали ещё живыми двуручной пилой. Женщин сначала насиловали. И всё только за то, что они не были украинцами. А были поляками…,»*
Памятники лидеру ОУН Степану Бандере установлены во Львовской, Тернопольской и Ивано — Франковской областях. И планируется установка памятников Бандере ещё во многих областях Украины.
Вот министр обороны Польши Антоний Мачеревич в эфире польского телеканала TVP заявил о том, что «настоящим врагом, с которого все началось, и который использовал часть националистических сил в этом страшном преступлении геноцида — Волынская трагедия, является Россия». Ну что ж, ему видней, хоть и свидетелем не был. Он же родился в 1948 году.
МОСКВА, 12 июля. /ТАСС/. Председатель комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев считает, что своими словами о якобы причастности России к Волынской трагедии министр обороны Польши Антоний Мачеревич «позорно предает память своих предков».

И в этой связи как расценивать скандальное переименование Киевскими властями Московского проспекта в проспект Степана Бандеры. Сделано это, чтобы в очередной раз смачно плюнуть в сторону России.
И надо четко понимать, что ключевое слово здесь — «Московский». Плюнуть-то плюнули, но попали не в того, в кого метили: польская блогосфера буквально взорвалась от возмущения, причем в выражениях никто не стеснялся.
И как нынче понять: 7 июля 2016 года Киевсовет принял решение проспект Московский в Киеве переименовать на проспект Степана Бандеры. А 8 июля того же года Сенат Польши принял резолюцию с призывом к Сейму признать геноцидом массовые убийства поляков, совершенные украинскими националистами в годы Второй мировой войны. 22 июля
2016 года Сейм Польши единогласно признал резню поляков на Волыни геноцидом.

Польский памятник жертвам Волынской резни. Надпись внизу в переводе на русский звучит как: «Если я забуду о них, ты, Боже на небе, забудь про меня».
Но возникает законный вопрос, почему надо было ждать семьдесят лет, чтоб признать резню поляков на Волыни геноцидом. Верно, и у Боже на небе тоже с памятью что-то стало…
Вот такова история. Но «история ничему не учит, но жестоко наказывает за невыученный урок». Эта мысль принадлежит российскому историку В. О. Ключевскому(1841-1911) . Однако мы, жители двадцать первого века, можем засвидетельствовать, что всё повторяется, всё повторяется. Только ещё в более жутких формах.

PS.
До сих пор вокруг имени лидера Организации украинских националистов (ОУН) Степана Бандеры идут ожесточенные споры — одни считают его пособником гитлеровцев и соучастником нацистских преступлений, другие называют патриотом и борцом за независимость Украины.
30 июня 1941 года во Львове на многотысячном митинге в присутствии нескольких немецких генералов бандеровцы провозгласили «Акт возрождения Украинского государства». Было также образовано украинское правительство в составе 15 министров во главе с Ярославом Стецько, ближайшим соратником С. Бандеры. Кроме того, вслед за фронтом, быстро двигавшимся на восток, были отправлены отряды, около 2000 человек, которые, перехватывая инициативу у немецких оккупационных властей, формировали украинские органы местного самоуправления.
Реакция Берлина на акцию бандеровцев во Львове последовала быстро: 5 июля в Кракове был арестован С. Бандера. а 9-го — во Львове Я. Стецько. В Берлине, куда доставили их для суда, С. Бандере объяснили, что немцы в Украину пришли не как освободители, а как завоеватели, и потребовали публичной отмены «Акта возрождения». Не добившись согласия, Бандеру бросили в тюрьму, а через полтора года — в концлагерь Заксенхаузен, где он содержался до 27 августа 1944г. Правда, следует отметить, что камера в концлагере для Степана Бандеры больше походила на гостиничный номер.
В Волынской трагедии Бандера формально не участвовал. Он в это время находился в концлагере Заксенхаузен… Однако, планы по ликвидации нелояльных элементов были разработаны в 1939-1940 годах, когда Бандера руководил своей фракцией ОУН. И «Волынская резня» — фактическое воплощение планов, которые были созданы при нем…

*Васи́лий О́сипович Ключе́вский — российский историк. (1841-1911).

Вам понравилось?
Поделитесь этой статьей!

Добавить комментарий