(Из цикла «Иудейские праздники»)
Краткое предисловие
Приближается один из самых главных иудейских праздников – Шавуот.
Когда-то он вместе с праздником опресноков (Песах) и праздником кущей (Суккот) был главным в череде еврейских праздников. Теперь значимость этого праздника несколько уменьшилась – его обрядность уступает обрядности всё тех же древнейших праздников Песах, Суккот и более поздних, таких как Пурим или Ханука. Тем не менее, это очень важный праздник, замыкающий весенне-летний праздничный цикл.
А как много заключено в этом празднике! Вот что пишет в книге «Вот праздники Бога» Е. Э. Носенко: «В библейскую эпоху Шавуот принадлежал к числу трёх главных земледельческих и паломнических праздников, наряду с Праздником пресных хлебов и праздником Суккот. В Книге Договора он обозначается как Праздник жатвы… Аграрная природа праздника очевидна и в другом его названии (которое встречается в послепленных текстах): «День первых плодов». Название «Праздник недель» (Шемот 34:22, Деварим 16:10) также в определённой мере отражает календарно-сельскохозяйственную природу праздника и его связь с Праздником пресных хлебов; отсчёт времени до начала праздника вели с того момента, как «поднимется серп на ниву» (Деварим 16:9) (с.с. 189-190) И продолжает: «Предполагается, что уже в конце библейской эпохи Шавуот иногда стали воспринимать как День дарования Торы на горе Синай» (стр. 191)… «В эпоху средневековья праздник Шавуот всё более воспринимают как День Синайского Откровения, так как раввины окончательно установили, что в день празднования Шавуот была дарована Тора (Шемот 19:1 и сл.). Особое значение придавали празднику Шавуот каббалисты в XVI в., полагавшие, что в этот день происходит единение Бога и Шехины (Божественного Присутствия) и что всю ночь с 5 на 6 число месяца сиван надлежит проводить за чтением начальных и конечных отрывков из недельного раздела ТаНаХа, мишнаитских трактатов и Книги Зогар» (стр. 193).
Можно долго перечислять всё, связываемое с днями (их два) празднования Шавуот.
Но, готовя материал к публикации, я неожиданно для себя обнаружил, что последнее время практически каждые два-три года писал стихи к этой дате. Некоторые из них я даже «потерял» и обнаружил только в своём архиве.
И интересно было наблюдать, как менялось моё восприятие и этой даты, и тех событий, которые с ней связывают. Впрочем, это уже – в стихах:
Дарование Торы – Шавуот
(из «Поэмы Исхода»)
Который день народ толпится у подножья:
Он виноват, он оскорбил Отца!
Он предал Бога – сотворил тельца!
Святое Имя осквернил постыдной ложью.
Разбив скрижали, вне себя от гнева,
Творцу взмолился Моисей:
«Прости народ жестоковыйный сей!
Не дай им кануть в огненное зево!»
И вновь ушёл наверх, не молвив ничего.
В огне и дыме горная вершина.
Где? Что с ним? Жив ли он? И в чём причина,
Что вот уж сорок дней как нет его?..
Народ в смятенье, в страхе: «Аарон!
Где Моисей? Что с ним? Что ждёт нас всех?
Простит ли Бог наш страшный грех?
Где Моисей? К нам возвратится ль он?»
Но что за крики у подножья!?
По склону со скрижалями в руках
Сам Моисей! Прочь, прочь постыдный страх!
Сам Моисей. А с ним Тора и Слава Божья!
В огне и всполохах Синайская гора.
Там Бог! Но с нами Моисей «с пылающим лицом».
Он замолил наш грех перед Творцом.
Он снова с нами! С ним Ковчег! И в нём Тора!
Дуйсбург, St. Johannes Stift, 20-21.09.2002г.
У черты (Вечный Шавуот)
Я опять, как тогда, – у запретной черты.
Я снова у черты. Запретная черта, –
Переступить нельзя, и ожидать нет мочи.
Всё позади – дни бегства, страхи ночи…
Так чем грозит черта мне та?
Я пред Горой опять, как и тогда.
На мне сандали ветхие, хитон…
По склону снова сходит он:
Спешит, спешит, презрев года.
Скорее чувствуя, чем понимая,
Я ощущаю новую Судьбу,
И в ней победы, поражения, борьбу…
Всё получаем мы, скрижали принимая.
Я снова у черты, – её не перейти…
Дуйсбург. 22.05. – 5.09.2007 г.
Шавуот («Хаг га-Кацир» – «Праздник урожая»)
«И веселись пред Господом, Богом твоим,
ты и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя,
и Лейвит, который во вратах твоих, и пришелец,
и сирота, и вдова, которые в среде твоей,
на месте, которое изберёт Господь, Бог твой,
для водворения там имени Своего».
(«Деварим» – «Второзаконие» в переводе Давида Йосифона, 16:11)
Всё собрано здесь, в празднике моём:
И «Празднества недель», и «Откровение Синая»,
И «Дарование Торы», и «Праздник урожая», –
И даже «Бога и Шехину» единяя, –
Мы славу Господу поём.
Здесь Йехезкель и Эзра, дети, внуки,
Здесь «обрученье» Израиля и Торы,
Здесь Моисей спускается с Горы,
Здесь утром у Стены во все поры
Его народ к Нему протягивает руки.
Здесь только молоко и мёд,
Здесь единение обычаев и дат,
Здесь каждый каждому собрат,
Здесь всякий этой дате рад.
И так из года в год, «из рода в род».
Дуйсбург, 17.05.2010 г.
(4 сивана 5770 г., 48 день счисления Омер)
Шавуот («Опять Синай…»)
Опять Синай, опять Гора Надежд.
Опять мы в ожиданье и в тревоге.
Пусть тьма кругом, – мы не смыкаем вежд.
Мы не изменим, не свернём с дороги.
Опять Синай, и снова весь народ,
Весь – в ожидании и вере.
Долой метанья, суету, разброд!
Мы ждём Его. Открыты настежь двери
Опять Синай, опять Хорив-гора.
Опять вершина в сполохах и в громе.
Но мы надеемся: придёт пора…
Он не оставит нас. Ведь нет надежды, кроме…
Дуйсбург. 3.06.2011 – 14.12.2012 г. г.