Несколько слов в качестве предисловия
Моя «встреча» с Эрихом Фридом была неожиданной и, по сути, случайной.
В который раз просматривая и перечитывая антологию «Золотое сечение» (Австрийская поэзия XIX – XX веков в русских переводах), М. «Радуга», 1988 г., я случайно наткнулся на несколько его стихотворений в переводах В. Г. Куприянова.
Вначале стихи показались мне не очень интересными, тем более, что к так называемому верлибру я отношусь с некоторым предубеждением, хотя, пусть и крайне редко, но иногда и сам им грешу. Итак, стихи. Но биография!
Вот несколько строк из Википедии:
«Родился в Вене, в еврейской семье. Его отец был замучен гестаповцами в 1938 году. С 1938 года жил в Англии, в эмиграции дружил с Харальдом Брайниным. С 1949 г. британский подданный (в 1982 г. восстановил и австрийское гражданство). Работал на Би-би-си (1952-68). Похоронен в Лондоне на кладбище Kensal Green .
Жена, Екатерина Фрид — автор книги воспоминаний «Долго ли, коротко ли».
Всего 5 строк. А за ними вся жизнь, полная горестей и радостей, потери близких и обретения друзей, борьбы, борьбы с внешними и внутренними трудностями и проблемами. Приход на Би-Би-Си и уход с этой знаменитой станции, пьесы, переводы и стихи. Стихов не так уж и много. Но каждое из стихотворений – часть раздумий много пережившего и много передумавшего человека.
Раздумий горьких и чаще всего пессимистических.
А как много в его стихах перекликается с нашим сегодняшним.
И тогда начали писаться стихи по мотивам его стихотворений.
Это не переводы. И даже не всегда переложения. Это именно мои стихотворения по мотивам его стихотворений. Спасибо ему за протянутую руку, за перекличку.
А как это получилось, судить читателям.
Посвящение
Писать, чтоб жить, – как жить, чтобы писать, –
Бессмысленно и пошло даже.
Но если, стих прочтя, хоть кто-то скажет,
Что легче стало жить, – не смей писать бросать.
Написано 9.03.2012 г., Дуйсбург.
Птица
Чёрная птица! Опять эта чёрная птица!
И не одна: вот, и вот, и вон там…
Вот уже голос не слышен сквозь гам.
А в небесах ещё птица кружится.
Вот уже гнёзда на ветках, и яйца в гнезде.
Вот уже клювы разинуты – требуют пищи.
Птицы летают и что-то там ищут.
В окна стучатся и рыщут, и рыщут везде.
Город захвачен, деревья усеяны ими…
Лето и осень долой, – и пропал урожай.
Всяк, кто не их, – убегай, улетай, уезжай…
Только лишь чёрных они называют своими.
Где этот город в зелёных деревьях, как рай?
Где эти крыши в нарядной цветной черепице?
Нет ничего, – только чёрные, чёрные птицы.
Звуков не слышно иных, – только грай, птичий грай.
Написано 12.03.2012 г., Дуйсбург.
Просветительство
Он что-то доказать хотел:
Что есть права, что есть уменье…
И доказал. Но кончилось именье.
И не осталось времени для дел.
Написано 12.03.2012 г., Дуйсбург.
Время камней
Растения, животные и люди, –
Проходит время, – снова пыль и прах.
Душа! Душа в иных мирах.
Здесь камни, – были, есть и будем.
Написано 12.03.2012 г., Дуйсбург.
Большая ложь
Большая ложь подобна паутине,
Что обволакивает с головы до ног.
Лжец, – словно жаба, – сделал все, что мог.
Теперь сидит и ждёт в своей вонючей тине.
Большая ложь подобна паутине.
Лжец, как паук, ждёт жертву в западне.
Ему неважно, что он сам на дне.
Хлев не тюрьма, а дом скотине.
Большая ложь – ристалище скотов.
Не львов и не орлов, а скорпионов мерзких.
Она боится честных, смелых, дерзких.
Лжец только слабых жрать готов.
Большая ложь – всего лишь ложь.
Не хочешь выпачкаться, – так не трожь.
Написано 11 -15 .03.2012 г., Дуйсбург.
Библиотека
Все книги, прочитав друг друга,
Решили устранить людей.
И в воплощенье сих идей
Избрать писателей из собственного круга.
Вот новых книг пред нами череда.
В них место вновь изложенным канонам.
В них слово «истины» – оно дано нам:
Заучивай, – не то грядет беда…
Написано 16 -17 .03.2012 г., Дуйсбург.
Тактичность
Не о верёвке в этом доме говорят.
Там палачи сегодня проживают.
Они бестактностью всё это называют,
Когда им говорят о том, что там творят.
Написано 18 .03.2012 г., Дуйсбург.
Меньшее зло
Когда поёт пустыня о пустыне, –
Всё лучше, чем её же пение о луге.
Когда мы рассуждаем друг о друге,
Рискуем уподобиться пустыне.
Написано 18-20 .03.2012 г., Дуйсбург.
Копия надписи на стволе древа познания
Мечты о поклоненье, о величье –
Не Б-га, – дьявола обличье.
Написано 19-20 .03.2012 г., Дуйсбург.
Разделённое горе
Как бесконечность ни дели, –
Всё остаётся бесконечность.
Когда перед тобою вечность,
Всё растворяется вдали.
Тень падает на тень.
И между ними нет просвета.
Грядущее не проливает света.
Лишь безнадёжности реальна сень.
Написано 20 .03.2012 г., Дуйсбург.
Неуверенность
В стихи – из жизни, в жизнь – стихами.
Что лучше? Мы не знаем сами…
Написано 21 .03.2012 г., Дуйсбург.
Накопление
Нет, паука уж нет. Но паутина,
Что сплёл когда-то страждущий паук,
Ещё цела. В ней сонмы чьих-то мук.
В углу скелет. Такая вот картина…
Нет паука. Охота всё идёт.
Чем призрачней скелет, тем больше пищи.
В тенетах ветер воет, – жертвы ищет.
Сеть трудится и новой жертвы ждёт
Написано 21-22 .03.2012 г., Дуйсбург.
Кто нас всего лишает
Они лишают мыслей нас и чувств:
Читайте предписанья и кивайте;
Стихи, что премируем, повторяйте, –
Вот вам вершины поэтических искусств.
Где право выбора войны иль мира?
Ах, выбирать, – конечно, выбирайте, –
Вот список, – повторяйте, повторяйте…
Но, впрочем, хватит вам и одного кумира.
И мы киваем, повторяем, «выбираем», –
Не замечая, – жизнь теряем.
Написано 22 .03.2012 г., Дуйсбург.
Ручная работа
«Манипуляция» – работа рук.
Манипулирующий нами,
Внушает: всё вы делаете сами…
Манипуляция – наука всех наук.
Манипулируют, – мы понимаем:
Газеты, телевиденье, кино…
Но нам внушают: свыше так дано.
И мы внимаем, мы внимаем.
Манипуляция – древнейшее искусство.
Манипулятором захвачена душа.
За ним мы следуем без мыслей, не дыша,
Теряя волю, ум и чувства…
Написано 22 .03.2012 г., Дуйсбург.
Страх
Мой страх растёт.
И в страхе перед страхом
Мельчают все события и лица.
Казалось, ничего он не боится.
Нет, это я, жизнь смешивая с прахом,
Мельчаю. Он всё тот же. Он, всё тот.
Написано 22 .03.2012 г., Дуйсбург.
На полпути
Я отправляюсь в лес. Но лес захвачен ими.
Ловушки их, капканы здесь.
В лесу, я знаю, ведьмы, змеи есть.
Но он влечёт меня загадками своими.
Чтобы понять, что лес поёт тебе,
Ты должен сильным стать и смелым быть,
Ты должен змею голову срубить.
И этим лес отвоевать себе.
Написано 22 .03.2012 г., Дуйсбург.
Труд каменщика
Труд каменщика – тяжкий труд мужчин.
А женщинам досталось разбирать руины.
Они разобраны уже до половины.
И останавливаться нет причин.
Но в следующий раз, –
Коль следующий раз настанет, –
А этому, увы, имеются причины, –
Исчезнут женщины, исчезнут и мужчины.
Здесь всё на свете шевелиться перестанет.
Не станет нас в тот следующий раз…
Написано 22 .03.2012 г., Мюльхайм – Дуйсбург.
Море
Тот, кто приходит к морю, должен знать:
Здесь нету места мыслям о былом.
Как нету места мыслям о еде за праздничным столом.
Здесь ни о чём не надо вспоминать.
Вдыхать и выдыхать, – всё вновь и вновь, –
Порывы ветра, брызги пены…
В песок и камни погружаться постепенно
И морем остужать взолнованную кровь
Написано 22 .03.2012 г., Дуйсбург.
Занавешенная картина
Иным свобода, как жена, –
Приятнее наощупь, в темноте.
Вдруг у неё черты не те?
Тем более, когда она обнажена…
Написано 23 .03.2012 г., Дуйсбург.
Слабее
Они становятся сильнее и сильнее.
Они не будут, – они есть.
Они кругом, их тьмы, – не перечесть.
Претензий список их длиннее и длиннее.
Я об опасности кричу!
Но крики тонут в шуме их.
Они сильнее сил моих.
И ждут, когда я замолчу…
Написано 23 .03.2012 г., Дуйсбург.
Наперегонки
Бегу. Бегу. Всю жизнь бегу…
Мелькают тропки и дороги…
Европа рядом еле тащит ноги.
Бегу, теряя связи на бегу.
Бегу, свои стихи стараясь обогнать.
Уже видна и ленточка финала.
Боюсь, чтобы меня молва не обогнала.
Но кто об этом может точно знать…
Написано 23 .03.2012 г., Дуйсбург.
Безответно
Твои стихи доступны лишь немногим.
Зачем ты пишешь их, скажи?
Действительно, виденья, миражи
Не интересны реалистам строгим.
Как объяснить, когда неясный гул
Объемлет вдруг, и что-то ввысь уносит.
Как объяснить, что слово просит
На волю выхода, что свыше ветр подул…
Как объяснить? А надо ль объяснять?
Написано 24-25 .03.2012 г., Дуйсбург.