Через несколько дней, а точнее с вечера 18 до вечера 19 сентября, евреи всего мира отмечают один из главных ДНЕЙ в году — СУДНЫЙ ДЕНЬ — ЙОМ КИПУР. Считается, что в этот ДЕНЬ завершается занесение всех сущих на земле в КНИГУ ЖИЗНИ на грядущий год.
В период Храма в этот день на территорию храмового комплекса приводили тельца и двух козлов. Тельца первосвященник приносил в жертву — во искупление своих грехов, а из двух козлов по жребию один приносился в жертву — во искупление грехов еврейского народа, а второго «отпускали» — отправляли «в пустыню». На самом деле козла гнали 12 миль — до обрыва над ручьём Кедрон — и сбрасывали с этого обрыва «Азазель».
Отсюда и пошло выражение «козёл отпущения». Вот две «зарисовки» к этой традиции:
«Козёл приношения»
Он лучший в стаде — краше нет козла!
И выбран для торжеств недаром.
Он во дворе, где всё объято жаром.
Судьба избранника прекрасна (но и зла).
Первосвященник, — весь в льняном, —
Наряд его сверкает белизной.
Казалось бы, — ему не страшен зной.
Все мысли у него лишь об одном:
Сегодня Приношенье! Судный День!
Народ толпится у ворот.
Кого сегодня жребий изберёт?
Кого накроет избранности Тень?
Их двое, и священник жребий мечет.
Нам не дано понять игру Небес
Кто в выигрыше: Ангел или бес?
Что означает «чёт» и «нечет»?
Вот жребий пал: и избран он!
Народ ликует и смеётся.
Избранничество дорого даётся.
Он дымом всесожженья вознесён…
P. S.
Избранничества труден путь.
Судьба не говорит, что и за что дала.
И неясна дорога, что вела.
И обочь не пройти. И не свернуть…
Дуйсбург. 29.08.2018 г.
«Козёл отпущения»
И снова Судный День. И снова два козла
Ждут участи своей на площади у Храма.
Всем ведомо, чем завершится драма,
И на козлов никто не держит зла.
Вот жребий пал, — сомнений больше нет:
Один из них принесен в жертву Б-гу,
Другой отправится в недолгую дорогу.
Он за грехи людей несёт ответ.
Повязка на рогах, а в ней весь груз грехов,
Накопленных за год народом.
И так проходит год за годом.
Грехи козлу — закон таков…
Отпущен он. Но путь его непрост:
Двенадцать миль по выжженной пустыне.
Так было присно, так поныне.
Из прошлого к нам выстроился мост.
Конец пути. Внизу Кедрон.
— Куда идти, — ведь я отпущен?!
— Погонщик: ждут тебя не кущи, —
Там Азазель! Тебя встречает он!
P. S.
Отпущенником быть, грехи других храня,
Помилуй, Господи, меня!
Дуйсбург.23-25.03.2018 г.