Он умер 25 лет назад 24 апреля 1991 г. в Лондоне от лейкемии.
Ему было 27 лет.
35 лет назад на экраны страны вышел фильм, который не оставил равнодушными никого из зрителей. В кинотеатры на него стояли очереди больше, чем на любые заграничные картины. Фильм назывался «Вам и не снилось» и говорилось в нем о настоящей и светлой любви мальчика и девочки из девятого класса. Я посмотрел его тогда и сейчас пересмотрел снова и оба раза он растрогал меня до слез. И не только меня одного. Вот лишь несколько откликов на него: «Просто неописуемые эмоции после такого фильма», «Такой искренний и настоящий фильм про чистую любовь, в это хочется верить всегда, что еще есть на свете такое чувство», «Впервые в жизни так захотелось любить и быть любимой», «Чудесный фильм про чистую любовь», «Фильм очень душевный, эмоции зашкаливают».
Для того чтобы сделать хорошую картину надо иметь хотя бы несколько основных условий. Отличный сценарий, известный режиссер, талантливые артисты. В этом фильме есть все. Сценарий его написала популярная писательница Галина Щербакова по своей одноименной повести, напечатанной в журнале «Юность». Прочитав повесть, главный редактор «Юности» Борис Полевой сказал, что ставит ее в первый же номер, но надо только изменить конец. В повести ее герой Ромка погибает, выпрыгнув из окна. «Так у нас все мальчишки будут прыгать», – сказал редактор. И Щербакова прямо в коридоре на подоконнике оставила Ромку в живых. И еще было одно замечание, когда уже снимали фильм. Героиню в книге звали Юлей, и кому-то из начальства показалось, что это намек на Ромео и Джульетту. И в фильме Юля стало Катей.
Режиссером фильма был Илья Фрез, один из лучших режиссеров, ставивший фильмы о детях и молодежи. Музыку к фильму написал Алексей Рыбников, и его песня на слова Рабиндраната Тагора стала популярной. А что говорить об артистах, если в картине играли Т. Пельцер и И. Мирошниченко, А. Филозов и Л. Федосеева-Шукшина, Е.Соловей и Л.Филатов. Но, конечно, самой большой удачей картины был выбор актеров на главные роли влюбленных друг в друга одноклассников Катю и Романа. Катю играла Татьяна Аксюта, а Романа – Никита Михайловский.
На следующий день после выхода фильма на них обрушилась всесоюзная слава. Девушки нашей страны хотели любви, но у них не было такого героя. И вдруг он появился. Никита Михайловский не играл Ромку, он жил в нем целиком. Зрителей поразило его редкое, правдоподобное обаяние. «От него шел свет какой-то искренней солнечной любви, доброты», — вспоминает о Никите Ирина Мирошниченко.
К Михайловскому мешками стали приходить письма от зрителей, а девчонки караулили его у подъезда. И видя такую большую любовь на экране, многие были уверены, что и в жизни у этих артистов такие же чувства. Пока не узнавали, что Тане Аксюте уже 23 года и она замужем, а Никита Михайловский и в жизни еще девятиклассник и ему 16 лет.
Никита родился 8 апреля 1964 года в семье режиссёра и фотомодели. Вскоре его отец Александр Михайловский и мать Алиса Ивановна расстались, затем Алиса вновь вышла замуж за известного режиссера Виктора Сергеева, ставшего впоследствии директором Ленфильма. Только в 6 лет мать рассказала сыну, кто его настоящий отец, который к этому времени уже жил в Москве, и, получая паспорт, Никита вернул себе фамилию Михайловского.
Никита с юных лет пошел, как говорится, «на люди». С пяти лет мать пристроила его в Дом детских моделей манекенщиком, а отчим привел в кино. Уже в этом возрасте он снялся в картине «Ночь на 14-й параллели», хотя в кадрах появлялся лишь эпизодически.
После этого талантливого молодого парня стали часто приглашать различные советские режиссёры. Однако сам Никита всё же предпочёл сосредоточиться на учебе. Но и кино не забросил. До своей главной картины «Вам и не снилось» он снялся в шести лентах, из которых, пожалуй, можно выделить фильм «Дети как дети». В этой картине 14-тилетний Никита играл вместе с талантливой девочкой Ритой Сергеичевой. Зрителей тронула история детей, попавших в непростую ситуацию. Актер Александр Калягин, игравший вместе с ними, был поражен той естественностью и отсутствию наигранности, что показали ребята.
Тяга Никиты к творчеству не замыкалась на кино. Он хорошо рисовал, писал сказки. Так что после окончания школы вопрос о выборе профессии не стоял – он пошел учиться в ЛГИТМИК, на курс Р.Агамирзяна. Институт Никита окончил в 1986 году.
Его сокурсники, выделяя Никиту как необыкновенного парня, видели, что учеба не дает ему до конца выразить себя. И поэтому не удивлялись, когда тот пропускал занятия. И они, и даже преподаватели поражались какой-то глубиной его творчества, какой-то не по годам мудрости. Профессор института Маргарита Пронина говорит: «Мы сидели с Никитой в аудитории, и вдруг я даже испугалась, он показался мне мудрым стариком, который все знает». Его так и называли – дедушка. И друзья, и преподаватели видели в нем талант. Доживи бы он до наших дней, был бы очень большой актер.
После института все предрекали Михайловскому успешную карьеру, а он в прямом смысле слова, ушел в подполье. Когда ему было 16 лет, умерла его мать. Она девочкой перенесла блокаду, и сердце ее было очень больное. Врачи даже запрещали ей рожать. Но она родила Никиту, и он любил маму больше всех на свете. Последние три года она практически лежала в постели, и Никита день и ночь ухаживал за ней, засыпая от усталости на уроках. С отчимом она незадолго до этого развелась, и они остались вдвоем в большой трехкомнатной квартире. Когда мамы не стало, Никита превратил эту квартиру в настоящий притон андеграунда. Туда съезжались люди, которых он порой и не знал. Вместе со своим другом режиссером Борисом Юханановым он основал неформатную студию «Театр-театр» и стал участником многих видеоработ Юхананова. Эти работы у одних вызывали восторг, а у других – ужас. Их никто не мог понять. Как говорил Борис, в Никите было много миров и людей и только психоаналитикой удавалось вытащить их из него.
Но при этом Михайловский не ушел и из настоящего кино. Он сыграл еще в девяти фильмах. Родион Нахапетов пригласил его в фильм «Зонтик для новобрачных» вместе с Алексеем Баталовым и все поразились, как они похожи. А Вера Глаголева согласилась играть в этом фильме лишь потому, что там играл Михайловский.
Последним фильмом Никиты была советско-мексиканская картина «Эсперанса» с юным Дмитрием Харатьяном. В этом фильме Никита погибает, как и его партнерша Надежда Смирнова, которая, к слову, тоже умерла от рака в молодом возрасте. Вообще-то актеры не любят играть на экране смерть, но Михайловский сыграл ее неоднократно.
Люди, близко знавшие Никиту, считали, что самая главная составляющая его дара был кураж, который позволял ему сразу вписываться в любую ситуацию, и приводить к замечательной импровизации. Куражом он закрывал свою ранимость. Иначе он с ума бы сошел.
Всегда ища в творчестве что-то новое, Никита поехал в Москву, чтобы поступить на Высшие режиссерские курсы. Но Сергей Соловьев, набиравший там курс, не принял его, сказав: «Чему я могу научить Михайловского? Он и так все знает». Тогда он поступил в студию популярного драматического режиссера Анатолия Васильева, считавшегося зачинателем «новой волны». Попасть к Васильеву мечтали многие, но Никита ушел от него через год, сказав, что он все уже понял о театре.
После фильма «Вам и не снилось» на Никиту Михайловского обрушился поток молодых девушек. Он не чурался их и при желании мог бы жениться. Но он искал «девушку его мечты». Впервые Никита хотел жениться фиктивным браком, на своей однокурснице, чтобы дать ей ленинградскую прописку. Теперь многие знают ее. Это – Лариса Гузеева. Но отчим развалил эти задумки. А женился Никита по настоящему еще в молодом возрасте на красивой девушке Насте, которая тоже училась на актрису. Говорят, что когда Настя впервые пришла к Никите, у него случился сердечный приступ. Думали, что он играет, но пришлось вызвать скорую. Вскоре у молодых родилась дочка Сонечка.
Но, Настя сама любила тусовки более всего, Сонечку воспитывала мама, а Никите такое положение было тяжело и через три года они расстались.
Второй раз Никита женился на Кате, бывшей художником на фильме «Эсперанта», и именно Катя создала ему настоящую семью, окружила теплом и заботами. Вместе с Катей они рисовали картины, устраивали выставки. Одна из них была в Лондоне и все деньги от нее отдали в фонд детей больных раком. А через три месяца самому Никите поставили диагноз лейкемию.
Врачи рекомендовали Никите ехать в Лондон и там сделать операцию по пересадке костного мозга. Деньги ему собирали всем миром. Отец и отчим, друзья и поклонники его фильмов, Борис Ельцин и Гарри Каспаров и даже Маргарет Тэтчер внесли посильную лепту. Но операция не спасла.
Никита Михайловский понимал, что он умирает, но принял это без паники и надрыва. Он не хотел быть в тягость ни себе, ни другим. И даже незадолго до смерти прилетел в Питер попрощаться со всеми. Прощаясь навсегда, он говорил: «Я вам буду сниться». И вот уже более 25 лет его вспоминают друзья и близкие. Например, Татьяна Аксюта недавно сказала: «Его образ до сих пор стоит у меня пред глазами».
Никита Михайловский похоронен под Санкт-Петербургом на Комаровском кладбище. На скромном холмике стоит памятник — металлический крест с изящным рельефом, созданным по эскизам Екатерины Михайловской
Его дочка Соня уже выросла, окончила институт и стала режиссером. Она очень похожа на Никиту. Но оказалось, что у того есть еще и внебрачный сын Сергей, о существовании которого Никита Михайловский так и не узнал. Сам же Сергей узнал о своем происхождении в возрасте 16 лет. Сергей вылитый отец и поэтому, значит, и очень схож с Сонечкой. Они крепко дружат. А еще остался фильм «Вам и не снилось», который и сейчас трогает зрителей до самой глубины души.
У Никиты Михайловского была любимая песня. Такая простенькая, в которой были незамысловатые слова:
Детство мое, постой,/не спеши, погоди,/ дай мне ответ простой,/ что там впереди.
Он постоянно напевал ее сам себе. Наверное, предчувствовал…