1
Ретроспекция, в какой Надя, работница в чайной, пересекается с романтическим геологом Максимом, наслаивается на другую, в которой жена Максима видит его жизнь рваными фрагментами — между экспедиций.
О! Романтизация геологического поиска — сурового делания во благо других, обогащённого собственной любознательностью и энергией — куда лучше, чем поэтизация роскошного образа жизни, или возведение банкира на ступень героя.
«Короткие встречи» вспыхивают огнями чистоты и подлинности — тех субстанций, которые дорогОго стоят, тогда как сейчас большинству желанно то, что стоит дОрого.
Логичен переход «Коротких встреч» в «Долгие проводы» — мать, живущая жизнью сына, мать, не способная отпустить от себя единственного, ощущаемого так кровно, сильно, остро, что даже мысль о его самостоятельной жизни вызывает панику.
Вероятно, эти фильмы — вершины долгого и блистательного творчества Киры Муратовой, ныне уходящей в век.
Вероятно, обозначение этих двух фильмов, как вершин, есть преуменьшение её значения, как кинорежиссёра: мужественного мастера, творящего свой мир.
«Астенический синдром», горящий рваными кусками боли, и «Среди серых камней» — фильм, призванный выжечь стигмат сострадания на душе зрителя», и «Чеховские мотивы» живописующие — или мрачно констатирующие — невозможность человеку тонкому выжить в «толстом» мире…
Кинематограф К. Муратовой дан в чёрно-белой гамме, но за неё вспыхивает яркий вектор, ведущий мастера: только через боль, через напластования и нюансы боли, через глухую некоммуникабельность и воронки одиночества, человек становится человеком.
По-другому не получится.
И в этом — большой урок, преподнесённый обществу — урок, облечённый в совершенную художественную форму — дабы алчное время не посмело тронуть замечательные фильмы.
2
Огни и боль «Коротких встреч»,
И «Долгих проводов» мотивы,
Способные на боль обречь,
Как будто нету перспективы.
О! перспектива есть всегда,
Рост оной даден через боли
Различные, когда беда
Послужит укрепленью воли.
Пусть часто жизни рвётся фильм,
Любой смотреть его обязан,
В сознанье созидая фильтр,
Не пропускающий заразы.
Идёт Муратовой кино
Уже вневременным потоком.
И учит многому оно,
Как настоящее должно
Давать урок серьёзный многим.
Александр Балтин