Творчество Пола Джексона Поллока, американского художника, идеолога и лидера абстрактного экспрессионизма, оказавшего значительное влияние на искусство второй половины XX века, на мой взгляд, нельзя рассматривать в отрыве от предыстории возникновения такого явления в живописи, как абстрактный экспрессионизм. По своему определению абстрактный импрессионизм — школа (движение) художников, рисующих быстро и на больших полотнах, с использованием негеометрических штрихов, больших кистей, иногда капая красками на холст, для полнейшего выявления эмоций. Экспрессивный метод покраски здесь часто имеет такое же значение, как само рисование. Целью художника при таком творческом методе является спонтанное выражение внутреннего мира подсознания в хаотических формах, не организованных логическим мышлением.
Как законы механики Ньютона и геометрии Евклида не работают в отношении мира квантовой механики и геометрии Лобачевского, так же и законы классической живописи абсолютно неприменимы и неадекватны в отношении абстрактного экспрессионизма, являющего собой совершенно иной и по восприятию, и по своей метафизике мир живописи. Возникновению живописи Джексона Поллока и кристаллизации его художественных идей предшествовал опыт нескольких поколений художников.
Почти за сто лет до Поллока великий бельгийский художник Джеймс Энсор отказался от импрессионистической манеры и бытовых сюжетов. Переход к символическим сюжетам вызвал непонимание современников. Талантливый одиночка запомнился своими эксцентричными, выразительными образами. Именно его творчество наряду с нидерландским гением Питера Корнелиса Мондриана явилось предтечей возникновения и становления экспрессионизма в живописи. Творчество этих гигантов повлияло на возникновение сюрреализма и современного фантастического искусства. Далее Казимир Северинович Малевич, великий художник, теоретик искусства и философ, создаёт одно из наиболее ранних проявлений абстрактного искусства – супрематизм, как метод выражения структуры мироздания в геометрических формах прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника.
Есть ли возможность изобразить в живописи ощущения от восприятия музыкальных и поэтических произведений? Задача не из лёгких. Однако, так же, как была научно определена ассоциативная связь между звуками речи и её цветовой гаммой, выдающимся русским живописцем, графиком и теоретиком изобразительного искусства Василием Васильевичем Кандинским были найдены параллели между миром музыки и абстрактных цветовых и геометрических форм, вершиной творчества которого лично я считаю его многочисленные композиции и ноктюрны. Отказываясь от предметности изображения, погружаясь в «звучание цвета и формы», Кандинский последовательно разработал три типа абстрактных картин. Импрессии, рожденные под впечатлением от внешнего мира, и импровизации, отражающие внутренние переживания, создавались в отрыве от фигуративности, но еще сохраняли связь с реальностью. В третьем типе картин — композициях — многолетние творческие поиски Кандинского получили наиболее полное выражение. Параллельно с исканиями Малевича и Кандинского художник и архитектор Лазарь Маркович Лисицкий смог способствовать выходу идей супрематизма в архитектуру. Бельгиец Рене Франсуа Гислен Магритт и американец из Даугавпилса Марк Ротко достигли вершин соответственно в сюрреализме и живописи цветовых полей.
И тут на горизонте развития изобразительного искусства, словно на горизонте событий Стивена Хокинга, возникает творчество гениального Пола Джексона Поллока – основателя классического абстрактного экспрессионизма . Кстати, как хорошо известно, по определению, горизонт событий — это воображаемая граница в пространстве-времени, разделяющая те события (точки пространства-времени), которые можно соединить с событиями на светоподобной (изотропной) бесконечности светоподобными геодезическими линиями (траекториями световых лучей), и те события, которые так соединить нельзя.
То, как творил Джексон Поллок – нечто совершенно никем невиданное ранее. Работы Поллока были революционными по многим причинам. На протяжении веков художники делали эскизы или наброски перед созданием своих масштабных картин. Поллок вместо этого полагался исключительно на эмоции и интуицию. Никаких кистей, стандартных размеров полотен и мольбертов — вот основная концепция Джексона Поллока. Художник не рисовал, а лил и разбрызгивал краски, причём, только «по велению своей музы»… Важным элементом техники разбрызгивания была краска с достаточной вязкостью, которая бы не размазывалась при нанесении ее столь необычным способом. Именно по этой причине, традиционные масляные краски и акварели не подходили для создания картин. В итоге, Поллок начал экспериментировать с синтетическими красками.
Он никогда не натягивал полотна на холст, по его собственному признанию, стремился избавиться от обычных инструментов художника. Картина располагалась прямо на стене, но еще чаще – на полу. Над ней он сначала расхаживал с банкой красок, затем приплясывал, словно находясь трансе. Наконец, он начинал лить, брызгать и бросать краску на полотно. Художник при таком подходе становится частью живописи, рассказывал сам Поллок. В действительности абстрактная путаница линий и клякс несет на себе следы вдохновения мастера, выглядит осмысленной и символичной. Поллок отрицал случайное в живописи. Каждое движение мастера было глубоко продумано, он принимал в расчет и впитываемость краски холстом, и силу гравитации. Живописец добивался именно того изображения, которое было нужно ему.
Величайшая из картин великого мастера, картина «№5» существует в собственной ирреальной реальности. Если смотреть на творения Полока при разном освещении, то и образы на полотне будут меняться. Необузданная, непредсказуемая энергетика исходит от сочетания геометрических плоскостей и фигур.
Но вовсе не метод создания картин является основным вкладом Поллока в мировое изобразительное искусство, а их пророческая суть и провидческая энергетика того одухотворённого художником мира, который не были способны даже вообразить себе в те времена лучшие умы мировой науки, искусства и философии. Воображаемое пространство виртуальных частиц и сущностей, предшествующих возникновению квантовых полей и рождению Вселенной – вот то, что является сутью изображённого на картине Поллока No. 5, 1948. Древесноволокнистая плита, Масло. 243,8; 121,9 см. Предсказания, осуществляемые по законам квантовой механики, описывающей физические явления, в которых действие сравнимо по величине с постоянной Планка, могут существенно отличаться от предсказаний классической механики. Предсказания Джексона Поллока не могут оцениваться с точки зрения классической живописи. Здесь иной уровень восприятия действительности, истинную цену которого в настоящее время определить не в состоянии никто.
Список библиографических источников:
1.Флорковская А. К. Художники «другого искусства» и «живопись действия» Дж. Поллока // Вестник славянских культур. № 2.т.28. 2013. С.81-94.
2.Ярцева, О. А. Джексон Поллок и «живопись действия» 1940—1950-х годов в США : истоки, художественные принципы, место в искусстве XX века //Диссертация … кандидата искусствоведения. Москва, 2011. — 298 с.
3.Steven Gaines (June 1, 1998). Philistines at the Hedgerow: Passion and Property in the Hamptons (hardcover). Little Brown & Co. p. 115. ISBN 9780316309417.
4.John Savage «Jackson Pollock’s No.5, 1948 – More Than a Dense Bird’s Nest»
5. 6. http://www.wassilykandinsky.ru/improvisations.php
7. http://www.wassilykandinsky.ru/work-35.php
8. http://www.kulturologia.ru/blogs/050216/28322/