«День Катастрофы и героизма европейского еврейства, Йом а-Шоа, установлен в память о шести миллионах евреев, уничтоженных нацистами в период Второй мировой войны…
Символом еврейского Сопротивления стало восстание в Варшавском гетто. 19 апреля 1943 года (27 нисана по еврейскому календарю)…
День Катастрофы и героизма, Йом а-Шоа, отмечается 27-го числа месяца нисана (если это пятница или суббота, то передвигается на 26 нисана, а если воскресенье — на 28 нисана).» (Википедия).
В этом, 2018 году 27 нисана (по еврейскому календарю) приходится на 12 апреля.
Я много раз писал и публиковал свои стихотворения, посвящённые Холокосту. Публиковал в том числе и на сайте «За.За.» (2/1 — 2011 г.; 4/2 — 2011)… и на других сайтах (http://gostinaya.net/?p=4376).
Но каждый раз в эти дни «пепел снова и снова бъёт в сердце.
Вот несколько относительно давних стихотворений на эту тему:
ЧТО СЛУЧИЛОСЬ, ЧТО СО МНОЙ СЛУЧИЛОСЬ?
Что случилось, что со мной случилось:
Я в Германии, — как это объяснить?
Я в Германии, — прости, так получилось.
Я в Германии, — и некого винить.
Я в Германии — стихи читаю:
Там про Гетто, там про Холокост.
Что случилось? Я не понимаю…
И из прошлого протягиваю мост.
Как посмел приехать в эту землю?
Как сумел приехать? Как живу?
Задаю вопрос, — ответу внемлю…
Нет покоя ни во сне, ни наяву.
Что случилось, что со мной случилось?
Так, ведь, не должно случиться, нет!
Кто мне объяснит, — проявит милость?
Кто ответит мне?! Ответа нет…
1996 — 1997. Дуйсбург ФРГ
ДОЛИНА РЕЙНА
После поездки с женой по маршруту
Дюссельдорф — Висбаден и обратно
Долина Рейна — чудные края,
Долина Рейна — древние преданья,
Долина Рейна — боль воспоминанья
О тех местах, где не был я…
Долина Рейна — «Deutsche Ecke», –
Кровь хлещет здесь в зеленых берегах…
Но вот прошли погромы, горе, страх,
И снова в жизнь врастают человеки.
Долина Рейна — «песен перезвон»,
Здесь тихо так, уютно, лорелейно.
Как позабыть все это, Генрих Гейне?
Как пережить все это, Мендельсон?
Долина Рейна — тихие сады,
Долина Рейна — непрерывный город… .
И вдруг объемлет душу страх и холод:
Зачем мы здесь с тобою — я и ты?
1997 г. Долина Рейна:
Висбаден — Дюссельдорф. ФРГ.
НАРОД МОЙ
Сожжённый на кострах средневековья
И в пламени освенцимских печей,
Ты сохранил духовное здоровье,
Презрев обиды и проклятья палачей.
Сменялись страны, шли столетья:
Египет, Вавилон, Германия, Волынь…
Но не кончалось время лихолетья:
Ты помнишь тамариск и липу, и полынь.
А ты, — рассеянный, распятый и убитый, —
С несокрушимой верой в Божий Храм,
С Завета Свитком и молитвой
Идёшь к его распахнутым дверям.
Народ мой, ты живой, как прежде:
Ты победил и смерть, и страх.
Ковчег Завета у тебя в руках
И Щит Давида на твоей одежде.
1997 г. Дуйсбург. ФРГ.
ДЕНЬ ХОЛОКОСТА
Сюда, где в Судный День мой родич незнакомый
Освенцимскою пылью в землю лёг,
Приехал в поисках неведомого дома…
Как я решился? Как посмел? Как смог?
Вопрос звучит во мне. Звучит и днём и ночью.
Он спать, он жить мне не дает.
Жить без ответа не хватает мочи.
Ответ же мучает и жжёт.
А там, где был я прежде, — запустенье.
И злоба чёрная, и горький быт.
Ты тоже там не свой. И каждое мгновенье
Тебе об этом говорит.
Вопросы, горькие вопросы…
Ответов нет. Иль их не хочешь ты.
Жизнь тает, как дымок от папиросы,
В смятенье повседневной суеты.
1998. Дуйсбург. ФРГ.
ЖЕНЩИНЫ И МУЖЧИНЫ
Женщины и мужчины… Нет, не могу уснуть!
Новая годовщина. Тот же кровавый путь…
Женщины и мужчины… Кто вас? За что? Почему?
Как же так — без причины? Нет, не пойму! Не пойму.
Женщины и мужчины. Ночь. Обыватели спят.
Едут газвагены*. Трубы. Трубы дымят и дымят.
Женщины и мужчины. Мир наш охвачен злом.
Мёртвые — шесть миллионов. Ну, а живым повезло?
Женщины и мужчины. Тает свеча во тьме**…
Сон мой, скажи, за что же ты не идёшь ко мне?
Женщины и мужчины. Прошлого не избыть.
Боже! Великий Боже! Боже, не дай забыть!
Дуйсбург. В ночь на 27.01.2010 г. — в день ПАМЯТИ ЖЕРТВ ХОЛОКОСТА
____________
*Газваген, газовый автомобиль (нем. Gaswagen) — специально оборудованный автомобиль, использовавшийся нацистской Германией в период Второй мировой войны для уничтожения людей путём отравления выхлопными газами — «душегубка».
** По еврейской традиции в день поминовения зажигается свеча, которая должна гореть целые сутки.
ХРУСТАЛЬНАЯ НОЧЬ 2
Германия в огнях: огни, огни, огни…
А я иные вспоминаю дни:
Я вспоминаю всполохи огня…
Нет, не меня они ожгли. Но и меня.
Толпа людей, охваченная Злом.
Мне повезло. Не всем так повезло.
Хруст битого стекла! Война! Война!
В восторге плебс. Ликует Сатана.
Я вижу ряд дымящих труб.
Я слышу шёпот омертвевших губ…
Меня пугает блеск свечей.
В нём отблески освенцимских печей…
Я слышу хруст, — хрустит земля…
С тех пор и не люблю я хрусталя.
Дуйсбург. 9-10.11.2010 г. (Хрустальная ночь 2010 г.)
В ряду преступлений Человечества Холокост (ШОА) занимает особое место.
В «старом варианте «За. За.» мной опубликованы три статьи, в которых рассматривались гносеологические корни немецкого национал-социализма:
«Еще плодоносить способно чрево…» Часть 1. «Манихейская война» — №10/3, 2010;
«Еще плодоносить способно чрево…» Часть 2. Черное и Белое — №11/1, 2010;
«Еще плодоносить способно чрево…» Часть 3. Альбрехт Гаусгофер. Сонеты — №11/2, 2010.
Так случилось, что это преступление выпало на наши поколения.
И наша обязанность, наш долг передать следующим поколениям весь ужас произошедшего, всю нашу боль по 6 миллионам уничтоженных людей, вся «вина» которых заключалась в том, что они были евреями. Об этом и мои стихи.
Стихи памяти. Но не о них хочется говорить. История человечества — бесконечная череда
войн, колоссальные разрушения и человеческие жертвы. Кого и чему это учит? Никого!!!
И снова главы государств держат палец уже на ядерной кнопке. Человечество хочет заплатить полным уничтожением жизни на земле за свои преступления. Это будет почище Холокоста.