Дидона и Гипатия (Еще две женские судьбы)

Я уже публиковал «монологи» великих женщин прошлого.
Вот ещё два монолога: основательницы Карфагена, тирской принцессы Дидоны (Элиссы, Анели) и великого математика древности Гипатии (Ипатии). В них, как в зеркале, отражаются женские судьбы. Ну, что тут добавить… Читайте, пожалуйста, их монологи:

Монолог Дидоны —
тирской принцессы, легендарной основательницы Карфагена

Я Дидона* (Элисса, Анель).
Я из Тира, из царского рода.
Я сбежала от брата-урода**.
Здесь я в поисках новых земель.

Тир — прекраснее нет ничего!
Здесь первая весна и первая любовь!
Я вспоминаю это вновь и вновь:
Сихей мой муж, а я жена его!

Но «женский век». Горька судьба моя.
Мой муж убит царём Пигмалионом
Жестокой смертью угрожает он нам.
Спасаемся, — мои друзья и я.

Плывём, — ведёт нас Посейдон.
Земля! Нас местный царь встречает.
Воловью шкуру мне вручает:
Вот вам земля***! Так шутит он?

Нет, то не шутка, то издёвка.
Я разрезаю шкуру на шнурки.
Я связываю их. Узлы крепки.
В итоге — бесконечная верёвка.

Очерчена гора. Здесь будет Новый град.
Мы Бирсой**** назовём его.
Из шутки, царь, не вышло ничего.
В смущенье царь. Он шутке уж не рад.

Но чур! На горизонте вновь суда!
В них беглецы — пришельцы из-под Трои.
Эней! И с ним сподвижники-герои.
Они плывут сюда! Плывут сюда!

Как он красив, как строен грек Эней!
Забыты все любви ожоги.
Эней! Нам помогают боги*****!
Любовь! Я растворяюсь в ней.

Но время. И Эней твердит,
Что у него послание****** от Бога.
Ему, мол, велено: в дорогу!
Ослушаться нельзя, — ведь Бог сердит.

Эней над морем парус распростёр.
Любовь сгорела на Божественном огне.
А я! Что остаётся мне?!
Я восхожу на жертвенный костёр*******.

Примечания:

* «Анель (лат.Dido), или Дидона — имя легендарной основательницы Карфагена (конец IX века до н. э.). Также её называли Нелли. Возможно, на образ Анель повлияли представления о финикийских богинях, и её после смерти обожествили под именем Танит» Согласно современным учёным, имя Элисса означает «киприотка» — от древнего названия Кипра Алашия. В более позднем греческом словаре с финикийского имя тирийской царевны Дидона переводится как «блуждающая» (πλανητις)» (Википедия).

** «Мужа Дидоны жреца Геракла Акербаса или Сихея, убил брат Дидоны царь Пигмалион, чтобы захватить его богатство» (Мифологическая энциклопедия)

*** Согласно предания, «по договору с местным царем Иарбантом она купила столько земли, сколько может покрыть воловья шкура, Дидона изрезала шкуру на ремешки и обняла ею целую гору), охватив 22 стадии» (Википедия, со ссылкой на Вергилия, Юстина и Трога)

**** «Новый город» (по-финикийски: Карт Хадашт) — Карфаген (Энциклопедия «Герои и боги»). «Бирса» (borsa — «укрепленное место» по-финикийски, βύρσα — «снятая шкура» по-гречески) — акрополь и холм в центре древнего Карфагена (Циклопедия).

***** «Когда корабли Энея по пути из Трои прибыли в Карфаген, Дидона по воле Венеры стала любовницей Энея» (Мифологическая энциклопедия)

****** «Однако Юпитер (вернее, Зевс. Д. Г.) послал к Энею Меркурия (вернее, Гермеса. Д. Г.) с приказом плыть в Италию, где ему было предназначено стать предком основателей Рима» (Мифологическая энциклопедия).

******* «Не перенеся разлуки с Энеем, Дидона покончила с собой, взойдя на костёр и предсказав вражду Карфагена с Римом» (Мифологическая энциклопедия).
Есть версия о том, что Дидона «покончила самоубийством из-за измены Энея, бросившись на меч» (Википедия).
Дуйсбург. 16-19.2017 г.

Монолог Гипатии (Ипатии) Александрийской*

Фанатики в жестокости своей
Не уступают бешеному зверю.
Какое дело вам, во что я верю?
Наука! Я служу лишь ей.

Отец, наставник мой, Теон
Мне демонстрировал величье знанья.
Наука — вот моё призванье.
Учитель жизни для меня — Платон.

А математика — любовь и жизнь моя!
И астрономия — её подруга.
Философы мной собранного круга, —
Страна, — в котором королевой я!

Но мир иным живёт вокруг,
И Феофил сжигает светоч знаний**.
Кирилл***. Он полон притязаний.
Префект Орест — мой ученик и друг.

Кирилл — Орест. Борьба за власть.
Еретики! Изгнанье иудеев…
Монахи. Поиски злодеев…
Желание навластвоваться всласть.

Новациан — кафары, и парабаланы,
Пресвитер Арий, «исчисление пасхалий»****.
Борьба за власть на фоне вакханалий.
У каждого свои земные планы.

Я в мире звёзд, я вне борьбы.
День равноденствия — моя работа.
Пасхалии! Но это их забота.
Кто знал, что это знак судьбы.

Тщеславие — проклятие небес.
И бесноватая толпа кругом.
Смешно, но я объявлена врагом.
И слухи, что в меня вселился бес…

Толпа в своём неистовстве страшна.
Под лозунгами дьявола иль Бога
Она способна растоптать любого.
Но миром, — миром движет не она!

Postscriptum

И в церкви — в этом «доме бога»! —
Толпа зверей, — лишь на людей похожих,
Живьём с Гипатии сдирает кожу*****,
К единовластию Кириллу проторив дорогу.

Примечания:

* «Гипа́тия (Ипа́тия) Александри́йская (др.-греч. Ὑπᾰτία ἡ Ἀλεξάνδρεῖα; (350-370)(?) 415) — учёный греческого происхождения, философ, математик, астроном. Преподавала в Александрии; схоларх Александрийской школы неоплатонизма.
Образование Гипатия получила под руководством своего отца, Теона Александрийского, принадлежавшего к числу учёных Александрийской школы.
Около 400 года Гипатия была приглашена читать лекции в Александрийскую школу, где заняла одну из ведущих кафедр — кафедру философии. Преподавала философию Платона и Аристотеля; также преподавала математику, занималась вычислением астрономических таблиц. Написала комментарии к сочинениям Аполлония Пергамского и Диофанта Александрийского, которые до нас не дошли» (Википедия). «Утверждается также, что она изобрела или усовершенствовала некоторые научные инструменты: прибор для получения дистиллированной воды, прибор для измерения плотности воды, астролябию и планисферу (плоскую подвижную карту неба)» (Энциклопедия «Кругосвет».

** «С 395 года Египет становится Византийской провинцией, управляемой императорским префектом. Александрия — третий по величине город империи (после Константинополя и Антиохии). Поскольку большинство населения Александрии в то время составляли христиане, большим влиянием в городе пользовался Александрийский патриарх. Язычество и христианские ереси разъедали единство Византийской империи, которая к тому же находилась под угрозой падения от нашествий варваров, поэтому в 391 году император Феодосий своим указом запретил отправление всех языческих культов. В Александрии под управлением патриарха Феофила началось разрушение языческих храмов, что вызвало столкновение между язычниками и христианами. Вероятно, в этот период была полностью уничтожено хранилище языческой мудрости – Александрийская библиотека. Гипатия в конфликте язычников и христиан сохраняла нейтралитет, т. к. среди её учеников были представители обоих религиозных лагерей» (Top-Antropos.com).

*** В 412 году умирает патриарх Феофил и его место в результате внутрицерковной борьбы занимает Кирилл – племянник Феофила. Кирилл стремится к полноте власти в Египте и решительной рукой устраняет всех недовольных, опираясь на верных ему людей — монахов из Нитрийской пустыни и парабаланов (христианская община, члены которой добровольно ухаживали за больными и хоронили умерших от болезней, в надежде таким образом принять смерть во имя Христа). Кирилл успешно борется с еретиками и иудеями: церкви последователей Новациана (римский антипапа в 251—258 годах) были закрыты, а их имущество конфисковано, иудеи были изгнаны из Александрии и у Кирилла остаётся только помеха в борьбе за абсолютную власть в Египте — императорский префект Орест, ученик Гипатии.

**** Новациан (лат. Novatianus; предположительно 200 — 258) — римский антипапа в 251—258 годах, богослов и писатель. Создал учение, названное новацианством, согласно которому Церковь есть общество святых, а все падшие и соделавшие смертные грехи после крещения должны быть извергаемы из неё и ни в каком случае не могут быть принимаемы обратно. Церковь не может прощать тяжких грешников; если же она их прощает и принимает обратно, то сама делается нечистой, перестаёт быть святой. Был соперником Корнилия на выборах нового папы… За своё учение был отлучён Корнилием от Церкви. Отлучения не признал, создал собственную общину. Община последователей Новациана просуществовала до 7 века под названием «кафары» (чистые) (Википедия).
А́рий (греч. Ἄρειος; 256 — 336, Константинополь) — один из ранних ересиарховв, основоположник арианства. Неоднократно отлучался от церкви .
После Никейского Собора Арий был сослан в Иллирию с запретом возвращаться в Египет. Однако вскоре императором Константином был возвращен из ссылки. Сам Константин формально не отказался от Никейского символа веры, но перед своей смертью в 337 году принял крещение от епископа-арианина.
Пасха́лия — методика расчёта даты Пасхи. Методика заключается в моделировании практики времяисчисления древних иудеев с целью определения дня ветхозаветной Пасхи в датах солнечного календаря (юлианского, григорианского или александрийского) и нахождения следующего за этим днём воскресенья как дня христианской Пасхи» (Википедия).
***** «Поскольку противостояние напрямую с Орестом закончилось для Кирилла безуспешно, патриарх решить убрать с пути самого известного в городе союзника Ореста — Гипатию. По городу пошли разговоры, что именно она выступает против примирения патриарха и префекта, а потом появился новый слух: Гипатия якобы практикует черную магию. Слухи достигли желаемого Кириллом результата: мартовским днём 415 года толпа парабаланов напала на Гипатию, вытащила её из повозки и потащила в церковь. Разодрав на Гипатии одежду, христианские фанатики убили ее черепками битой глиняной посуды. Расчленив мёртвое тело, они сожгли его…
Существует и другая версия гибели Гипатии, которую выдвинул Ари Алленби, который считает, что Гипатию убили не в 415, а в 416 году из-за конфликта по вычислению точной даты наступления Пасхи 417 года.
В соответствии с современной формулой, Пасха выпадает на первое воскресенье после первого весеннего полнолуния, т.е. полнолуние должно случиться или в сам день или вскоре после дня Весеннего равноденствия. Однако неизвестно, когда это определение было принято — все, что есть в наших руках, это церковные календарные таблицы четвертого — пятого веков. Римская церковь вычисляла Пасху исходя из 84-летнего цикла, а Александрийская — по 19-летнему календарю. Между двумя традициями существовали дополнительные разногласия: если первое весеннее полнолуние выпадало на субботу, то Александрийская церковь праздновала Пасху на следуюший день, а вот Римская церковь задерживала Пасху на неделю, до следующего воскресенья. Александрийская церковь была признана в 325 году Никейским Собором экспертом по датированию Пасхи (возможно, из-за практического «Синтаксиса“ – знания знаменитой книги Клавдия Птолемея). Ари Алленби считает, что путём астрономических наблюдений Гипатия выяснила, что весеннее равноденствие выпадает на гораздо более раннюю дату (16 или 17 марта), чем принятое 21 марта. Об этом Гипатия сообщила префекту Оресту. Сообщение префекта в Константинополь могло подорвать доверие к Александрийской церкви в вопросе вычисления дня Пасхи и поэтому Гипатия была убита» (Top-Antropos.com).
Дуйсбург. 1-4.02.2017 г.

Вам понравилось?
Поделитесь этой статьей!

Добавить комментарий