Вот он и пришёл без звонка, без стука в дверь, наплевав на визы и границы, очередной Новый год. С бравурностью поздравлений и грохотом петард. Самый ожидаемый праздник, способный дать фору многим религиозным, забытым за 70 лет атеизма.
Любимый праздник корпоративщиков и офисного планктона, когда за счёт фирмы надираются до чёртиков, без учёта веры, национальности и блата. Количество выпитого стирает различия, причёсывая всех под одну гребёнку. Дурак-начальник после очередной рюмки уже не кажется глупее подчинённых. Тела клерков мужского пола всё плотней прижимаются к телам клерков женского пола. Спиртное разжигает страсть, и музыка уже не нужна. Дух корпоративного слияния, близок к корпоративному соитию. Все дамы — роковые, все кавалеры — мачо. Гуляй, Расея, летай на золотых парашютах, пока нефть течёт.
Больше всех ждут НГ артисты, претендующие на популярность. Для них, в прямом смысле слова «день — год кормит». Предновогодний чёс это их «сбор урожая».
В Москве времён застолья, праздник начинался чуть раньше. Это были волшебные часы, когда магазины работали до позднего вечера. Из-под прилавков извлекали дефицит, перевыполняя годовой план реализации «товаров народного потребления» и можно было как за бугром, спокойно прицениться, примерить…
По городам и весям разъезжались толпы провинциальных добытчиков дефицита, перевязанные как пулемётными лентами рулонами туалетной бумаги, нанизанной на верёвку. Стихали их победные кличи первооткрывателей, типа: «Девки, здесь Фарш`а дают», имея ввиду книги Ольги Форш. В отличие от обычных туристов и командированных, добытчики занимали очередь с ночи. И уже не покидали взятые штурмом торговые площади вплоть до закрытия магазинов. Читатель не поверит, но в расположенный рядом с домом фирменный магазин «Колбасы» я впервые смог войти в 1991 году, взметнувшем цены до горных вершин.
На опустевшей улице Горького можно было встретить медийные лица, вежливо раскланиваясь, словно с давними знакомыми. На Цветном бульваре неспешно прогуливался с супругой член Политбюро товарищ Гришин (по понятиям нынешнего «базара», — как мэр Москвы), сопровождаемый двумя немолодыми телохранителями из девятого управления КГБ. По этикету они шли метрах в пяти сзади. Даже на лицах заполошных советских продавщиц и официанток в этот вечер появлялись улыбки. Ещё немного, и они бы начали благодарить за покупки и чаевые.
Времена, как и мы, меняются. Современная молодёжь смеётся, когда программу называют «Новый год на первом», имея в виду, что «первый» на их сленге — «кокс». Теперь стала возможной встреча Happy New Year за рубежом. И рассказ о празднике в Нью-Йорке, Лондоне, Париже не наводит на мысль о причастности вашего собеседника к ЦРУ, МИ-6 или Моссаду.
Став, наконец-то, выездным, застал новый год в Китае. По шуму и количеству мусора мы им не уступаем. Тогда впервые услышал музыкальные петарды. Прежде чем раздастся взрыв, музыка льётся прямо с небес.
Прощаясь с очередным минувшим годом, всякий раз храню надежду на будущее. А вдруг, власти в наступившем Новом году удастся не наступать на грабли «басманного суда» и не сажать по тюрьмам невиновных. Может быть, хватит совести не гнобить оппозицию и не кошмарить мелкий бизнес, демонстрируя, кто в доме хозяин.
Надеюсь, что стране хватит здравого смысла не повторять уроки Манежной площади под названием «национальная нетерпимость и ксенофобия». Жалею, что не купил чернокожих и желтокожих Санта Клаусов во время последней поездки в США. А почему европейцы решили, будто святой Николай был непременно белый? Он и родился, кстати, в Малой Азии, населённой множеством народов. Ни в библейские времена, ни во времена ранней церкви, как мне говорили богословы, цвет кожи не имел значения.
Ну, в общем, очистили прилавки от газированной подделки, именуемой в народе «Шампанское». Из чувства ревности побили посуду и разругались с гостями. Разогнали петардами кошек и собак. Потяжелели на пару-тройку килограммов, которые с трудом сбросили за минувший год. И с проспиртованной совестью просим у Деда-Мороза, святого Николая о том, чего не заслужили.
Загадочная русская душа справляет Новый год вместе со всем христианским Миром, что, безусловно, сближает народы. Но Рождество Христово празднуем отдельно от большинства христиан (католиков, протестантов, лютеран и других) не 25 декабря, согласно Григорианскому календарю, принятому почти повсеместно, в том числе и Россией. Русская православная церковь, в силу традиции празднует Рождество по старому стилю, Юлианскому календарю на 13 дней позже, то есть 7 января. Этой даты придерживаются ортодоксы Грузии, Сербии, Белоруссии… Православные церкви Греции, Румынии, Болгарии перешли к празднованию по новому стилю, стараясь не отделяться от стран ЕЭС, членами которого они стали или готовятся стать.
Так легла карта, что прошлое западное Рождество я встречал в Литве, в Вильнюсе, в католической семье моих друзей. Пришли соседи по дому — православная семья русского врача, практикующего в Вильнюсе, литовцы — партнеры по работе и караимка — художник. Речь велась на польском (мои друзья по происхождению — поляки), литовском, русском, английском. Порой с трудом подбирались фразы из разных языков, но сложившаяся мозаика разговора была уважительна к обычаям и религиозным взглядам друг друга.
Как быстро независимость Литвы от Советского Союза привела к замене межнациональной неприязни на нормальные добрососедские чувства? Не знаю, как в «высокой» политике, а в отношениях простых людей — очень быстро. В конце 80-х, приезжая по работе, из России в Литву, мне часто демонстрировали устрашающий жест, проводя ладонью по шее, и называли оккупантом, отказывались отвечать на русском. Теперь перед вами извиняются, за недостаточно хорошее знание русского языка. А таксисты шутят, что забывают родной литовский, перевозя всё время россиян и поляков. Часто для понимания между разными народами нужно сделать один шаг, освободить их, дав возможность идти тем путём, который они выбрали сами.
Как хорошо, когда с неба не падают бомбы, а звучит только музыка.
Родился Иисус в Вифлееме от Девы Марии. Детство и юность провел в Назарете в многодетной семье своего земного отца — плотника Иосифа, не смотря на бедность, происходившего из рода царя Давида. Ходил с двенадцатью учениками по Палестине, неся Новое Слово. Но это история вопроса. Существует, как всегда, много версий, порой опровергающих друг друга о рождении, жизни и деяниях Христа. Важно, на мой непросвещенный взгляд, нечто большее: Кем является Христос для каждого из нас? Лично для меня Иисус — тот, кто отменил рабство на Земле, сказав впервые за много веков, что все люди равны.
Согласитесь, никому даже во сне не придет в голову, чтобы Иисус или его апостолы — молодые сильные люди, могли сказать «вот идет лицо не еврейской национальности, давайте набьём ему рожу». Для меня безмерная любовь к людям и жертвенность во имя идеалов достаточный аргумент, чтобы чтить Иисуса.
Недавно в Москве я видел такую картину. По улице шел пожилой мужчина «неславянской внешности». Шел, ссутулившись, погруженный в свои мысли. Внезапно его окружила ватага молодых парней лет по 15-16. Они вскинули руки и громко заорали ему в уши «Хайль Гитлер». Старик вздрогнул от неожиданности, и тоже выкинул руку вверх, то ли испугавшись, то ли по инерции. Компания «шалунов», смеясь ему в лицо, побежала дальше, пугать других.
Я никогда не слышал, чтобы эти «квасные патриоты» выясняли отношения с бандитами или чиновниками, среди которых немало этнических группировок и мафиози. Когда обидчики убежали, старик сел в сугроб и заплакал. Пока я доставал ему таблетку под язык, он всё пытался оправдаться и вспоминал погибшего на фронте отца. Разве он должен был оправдываться?
И другой случай, как-то по делу был я в здании районной прокуратуры. На первом этаже стояли, раскинув ноги и упираясь руками в стену, пять здоровых молодых парней. На мой немой вопрос, работник прокуратуры сказал: — Только что забили насмерть корейского студента.
Я удержался от глупого вопроса «за что»? Ответ был написан в пустых глазах подонков. После всего вышесказанного мне не удалось разделить восторг соседки по лестничной площадке, что для борьбы с приезжими скоро прибудут отряды казаков.
— Казаков, каких, — спросил я, — бандитов из станицы Кущевская, или потомков расстрелянных белых офицеров?
— Не знаю, а что бывают разные? — буркнула она, захлопнув дверь.
Далее следует ещё более загадочной праздник — «Старый новый год». Россияне опять прощаются со Старым и опять встречают Новый. Мы, конечно, с детства привыкли называть революцию от 7-го ноября — октябрьской. Привыкли, когда вожди говорят о братской помощи и мире, значит готовься к войне. Но Старый-Новый по непонятности бьёт все рекорды! Наверное, наших желаний так много, что мы не успеваем высказать их с одного захода?
В русской поэзии образ Христа возникал не единожды. Это поэма Александра Блока «Двенадцать» — «В белом венчике из роз / Впереди — Исус Христос» и одно из любимейших мною «Исус младенец» Сергея Есенина. Иисус в них символ справедливости и надежды для всех! Когда-то на Руси чтили убогих и блаженных. Ибо они, коим нечего терять, несли людям правду. Даже храм на Красной площади, так и зовется в народе «Храм Василия Блаженного», заменяя официальное название. Но на днях погибла в страшной авиакатастрофе — последняя блаженная — доктор Лиза. А более года назад застрелен наиболее яркий Декабрист — Борис Немцов. Если вспомнить убитого посла России в «братской» Турции (см. Грибоедов в «братской» Персии) под крики «Аллаху Акбар». Кошмарные теракты, залившие кровью Европу под те же крики. Несчётные миллиарды долларов, похищенные теми, кто их должен охранять… Хватит, остановись! А то захочется с горя старый год провожать каждый день, как те тысячи умерших от пойла с боярышником или чем-то подобным.
Я позволил себе написать стихи. Это сказка, в которую я и сам теряю веру.
БОГ САВАОФ
Что людям понтифик из Рима, скорбя,
Сказал в обращении «К граду и миру»?
Вы ближних забыли, любя лишь себя,
И славу возносите ложным кумирам.
К чему звали всех патриархи Руси:
Чтоб братья и сестры в молитвах смирились,
От войн и разрухи, Всевышний, спаси,
И чтобы все в вере соборно сплотились.
О чем говорит мусульманам мулла?
Арабские суры в мечете читая, —
На головы чтоб не свалилась хула,
Живи, правоверный, любя и прощая.
А что Далай-лама буддистам твердит?
Забудьте, тибетцы, о злобе и мести.
Как капли воды разбивают гранит,
Так капли добра собирают всех вместе.
И мудрый раввин в синагоге предрёк,
чтоб скорбь Холокоста и подвиг Масады
Любой человек в своём сердце сберёг,
И тень палачей не восстанет из ада.
Седой Саваоф на людей посмотрел:
Ответьте мне, вы, к мудрым мыслям глухие,
Зачем вам убийство, насилье, расстрел?
Вы в душах своих не настолько плохие.
И люди ему прокричали в ответ:
Мы очень различны и мало похожи!
Друг с другом воюем мы тысячи лет,
За то, что глазами и кожей несхожи.
Седой Саваоф был весьма удивлен,
Отец наш небесный, единый и сущий:
Ведь пальма совсем не похожа на клен —
Различия нашей природе присущи.
И многообразие сочных плодов,
И разнообличие птиц и животных,
Все это бессчетное чудо цветов,
Мир рыб, насекомых и всех земноводных.
Иметь много разных народов и рас,
Различную речь, самобытность, культуру,
Различие кожи, различие глаз,
Рост, вес и любую иную фактуру…
Я, Бог Саваоф создал все на земле
Для счастья на нашей зеленой планете,
Вы все одинаково дороги мне —
Слепые, заблудшие, грешные дети.
С любовью к читателю, чл. союза писателей России Владимир Брисов.
P. S. Авторская редакция от 27.12.2016.