Алексей Булдаков: «Генералом быть хорошо»

Алексей Булдаков сыграл уже много ролей в театре и более 60-ти – в кино, когда  «проснулся знаменитым». Случилось это, как нетрудно догадаться, после выхода на экраны фильма Александра Рогожкина «Особенности национальной охоты», в котором Булдаков сыграл роль генерала Михалыча. Слава была и официальной – в виде престижной премии «Ника» за лучшую мужскую роль, и народной – про Михалыча пошли анекдоты. А его фраза: «Ну, вы, блин, даете!» стала просто легендарной.

В последующие годы Булдаков сыграл ролей много и разных, но генеральский образ прикипел к нему навсегда, тем более, что время от времени он опять является зрителям в генеральском виде, скажем, в фильмах «Особенности национальной рыбалки» или «Операция «С Новым годом». Поэтому неудивительно, что наш разговор я начал со следующего вопроса:

 

— А скажите, Алексей Иванович, хорошо быть генералом?

— Хорошо! Генералом быть хорошо. Хотя мне в какой-то степени и обидно. У меня ведь и раньше были поклонники и поклонницы, все-таки 60 фильмов сыграл. А здесь прямо какой-то качественный скачок. Михалыч был на гребне славы. Популярность резко возросла и среди военных (они ко мне только «товарищ генерал» обращаются), и среди штатских. Но я это воспринимаю как данность, ведь не только со мной такая вещь произошла. Анатолий Кузнецов пожизненно стал красноармейцем Суховым, Вячеслав Тихонов – Штирлицем, а Александр Демьяненко – Шуриком. А ведь все они замечательные артисты и столько прекрасных других ролей сыграли. А я вот теперь – генерал Михалыч.

— Что в образе генерала вам приходилось играть, а что совпадало с вашим внутренним состоянием?

— У нас с Рогожкиным это был не первый совместный фильм. Он меня знал как актера и как человека и только меня он видел в этой роли, так что особенно переламывать себя мне и не надо было.

— Интересно, после этой роли у вас появились какие-то генеральские замашки?

— Да, знаете, пожалуй, нет. Я по натуре совсем другой человек.

— Ну, а генеральские привилегии вам стали положены? Дачи там разные и т.д.?

— Нет, с этим делом, как у нас бывает, только на экране. В жизни все осталось по-прежнему. Дачу я себе сам построил. Долго строил, года 3-4. И все делал своими руками. Во мне вдруг талант строителя проснулся.

— У каждого солдата в ранце лежит маршальских жезл. А у вас лежал?

— Я и до этого играл военных, от солдата до генерала. Вот, например, в картине «В лесу под Ковелем» сыграл дважды Героя Советского Союза генерала Федорова. Так он на премьере публично меня хвалил. А если вы имеете ввиду мою актерскую мечту, то есть и такая. Я хотел бы, как это ни покажется странным, сыграть Бетховена. Для меня важна не сама роль, в характер героя. Образ Бетховена – это трагедия гения. К тому же говорят, что я не него похож.

— Вы музыкальный человек? Любите петь в компании, за столом или можете петь один от хорошего настроения?

— Думаю, что я музыкальный. Я играю на различных музыкальных инструментах, пою. Могу один, могу и в компании. Говорят, что у меня абсолютный слух. Люблю русские народные песни, ретро. Даже сделал себе репертуар из десятка песен из старых кинофильмов и пел их на концертах. У меня было много сольных концертов.

— А в армии вы служили? У вас есть воинское звание?

— А как же! Я старший сержант. Служил в пехоте, в Хабаровске. Окончил «учебку» и меня оставили там, учить молодое поколение. Как говорится, я был строг и справедлив. У меня осталось много армейских друзей. По все стране и в ближнем зарубежье.

— В фильмах вы играли генерала ВДВ, а сами когда-нибудь прыгали с парашютом?

— Нет, не прыгал и не тянет. А вот на глубину с аквалангом – это мечта. Хотя в детстве мечтал быть летчиком. В свое время даже пытался собрать дельтаплан с мотором. Это было на Алтае, где я родился. Потом родители переехали в Казахстан, и оттуда я уже пошел в жизнь самостоятельно.

— Скажите честно, играя генерала, вы брали прототипом генерала Лебедя?

— Конечно, что-то похожее есть. К слову, и Александр Иванович это признавал. Но вообще-то я до того видел Лебедя только по телевизору. А уж после второго фильма «Операция «С Новым годом», где я тоже генерала играю, мы с ним встретились. Он сказал, что ему сначала показалось, что это я сделал шарж. Но Лебедь был человек умный, с юмором и моя роль ему понравилась и даже, как он признался, в одном месте чуть не прослезился, настолько точно совпадение. Единственное, говорит, что я уже более 5 лет не пью. Я ему и кассету с фильмом  тогда подарил.

— Так все-таки ваша роль серьезная или пародия?

— Ни в коем случае не пародия. И если так кому показалось, то это обидно… Просто ситуации в фильмах такие неординарные.

— Вы как себя лучше чувствуете: в генеральском мундире или в смокинге с бабочкой?

— Я смокинги не люблю и бабочки тоже. Но генеральская форма, говорят, мне очень идет. Наверное, если бы я не стал артистом, то пошел бы в военные.

— Вы мужик заводной, азартный? В казино играли? Деньги в фирмы вкладываели?

— Нет, я не азартен. Если помните давнюю историю с популярной фирмой «Чара», то расскажу, что за месяц до катастрофы в «Чаре» один мой друг стал уговаривать меня: смотри, говорит, сколько там наших известных артистов. Наш это банк, давай клади. Но жена моя, Людмила, очень умная женщина, давай, говорит, Алексей, подождем немного. Прошел месяц…

— Молодец у вас жена. А семья-то большая? Дети есть?

— Живем мы с женой. А сын у меня есть, от первого брака.

— У вас в семье кто ведущий, а кто ведомый? Жена не почувствовала себя генеральшей?

— У нас в семье, скажем так, служба идет на равных. Когда меня дома нет, у нее наряд на кухне, А когда она работает – у меня. Я и посуду мою, и пылесосю, и готовлю.

— Вы домашние обязанности выполняете добровольно?

— Абсолютно. Мусорное ведро выношу без указаний. Хотя у моей жены начальственная жилка есть. Надо отдать ей должное. Она одно время была даже директором обувного магазина.

— Вы сказали, что сами готовите. Наверное, вы в еде непривередливый?

— Совершенно. Ну, не то, чтобы мне было все равно, что есть. Я люблю поесть вкусно. А в том, что я готовлю, нет ничего удивительного. После развода я долго жил один и сам себе готовил. Я подхожу к каждому блюду творчески и никогда не пользуюсь поваренными книгами. Мне интересен сам процесс. Даже пытаюсь изобрести новые блюда.

— По большому счеты вы предпочитаете армейский рацион или изысканный?

— Пожалуй, ближе к армейскому. Ну, не чисто армейский, конечно. Но люблю, чтобы было сытно и добротно. Приправы всякие уважаю. У меня на кухне на полочке стоит масса разных приправ и специй. Недавно привез из Франции  горчицу и хрен. Причем разные виды горчиц. Одна простая, другие с какими-то добавками, травами. Но все равно, скажу честно, горчицы эти и хрен – не те, не российские. Не забористые какие-то.

— А как вы относитесь к вегетарианству?

— Сейчас хорошо отношусь. Даже стал соблюдать пост. Вместе с женой, кстати. Честно говоря, сначала я не думал, что смогу выдержать, тем более, что мясо я всегда любил. Но, знаете, начал и как-то спокойно стал проходить все это. Иногда, правда, позволял себе немного рыбы. А так каша, салаты. И все на растительном масле.

— Вы стали поститься сознательно? С религиозной точки зрения или чтобы похудеть?  По-моему, вы в нормальной форме.

— И первое, и второе. Надо немного сбросить, надо. Хотя бы килограмм пять. А то рост у меня 178, а вес – 84. Вообще-то, конечно, вегетарианцем я не стану. Грешен, обожаю мясо по-суворовски. Это вещь!

— Вас сейчас часто приглашают на всякие тусовки, презентации из-за вашей популярности. Там всегда такие угощения! Вы как, «к столу не рветесь» попробовать что-нибудь дефицитное?

— Что часто приглашают, это точно. Масса звонков. Все банкеты какие-то. Бываю далеко не на всех. Времени нет, да и особого желания тоже.

— Вы придерживаетесь застольного этикета? В смысле – красное вино под мясо, белое под рыбу? Или это неважно?

— А вино и шампанское я вообще не пью. И пиво тоже. Если и пью, то водку, иногда коньяк.

— И сколько, простите, вы можете зараз «принять на грудь»?  Ведь в фильме вы себе в этом не отказывали…

— Выпить? … Трудно сказать. От многих факторов это зависит: и от компании, и от того, что на столе стоит. Я люблю посидеть в хорошей компании, небольшой.  С разговорами, с хорошей закуской. Тогда можно и поесть, и выпить. И еще скажу, что никогда стаканом, как говорят, сердце не успокаивал. А если мне грустно и тяжело, то прихожу домой и звоню своим друзьям. И даже не для того, чтобы встретиться, а просто пообщаться.

— Ваши друзья — это актеры?

— В основном, актеры. Самый мой большой друг это Аристарх Ливанов. С ним я в разведку точно пойду. Даже в контрразведку.. Думаю, что и он пойдет со мной тоже.

— Вы часто появляетесь на экране. А в рекламе вы можете сняться?

— Приглашают меня в рекламу, приглашают. Вот недавно звонили, приглашали в рекламу каких-то новозеландских помидоров. Господи, говорю я им, ну какое отношение я имею к помидорам, особенно к новозеландским? Не имею и не хочу иметь. Но это не значит, что я совсем уж отрицаю рекламу. Нет. Но если я участвую в ней, то очень выборочно. Причем с условием, что это будет не просто взял, съел – и порядок. Нет, это должен быть какой-то игровой кусочек. Пусть это будет 3-5 секунд, но я должен быть актером. Даже в рекламе.

— Вы человек закаленный? Вон как в фильме в холодной воде купаетесь…

— Странно, честное слово, но почему-то в каждом третьем-четвертом фильме я обязательно купаюсь, причем не летом, а осенью или ранней весной. Но это в кино. А дома только обтираюсь мокрым полотенцем.

— Недавно я вас видел в одном капустнике. Вы там были «в своей тарелке». Любите юмор?

— Люблю и с удовольствием принимаю участие в таких вещах. Снимаюсь я охотно и в комедиях. Приглашали меня на телевидении в клуб «Белый попугай», который возглавлял любимый мною Юрий Никулин и в котором все рассказывают анекдоты. Я там опять сидел в генеральском мундире, потому что то заседание клуба было посвящено свадьбе, а я, естественно, присутствовал там как свадебный генерал.

— Наверное, вы любите анекдоты? Не расскажете ли какой-нибудь?

— Анекдоты я, действительно, очень люблю и знаю массу. Ну, вот, что пришел в голову. Муж говорит жене: «Что это ты, Маша, растолстела, как бочка. Прими меры, сходи к врачу».  Возвращается она от врача: «Знаешь, милый, есть два способа похудеть. Первый: надо два раза в неделю идти пешком до Тулы и обратно. А второй: нам надо ежедневно спать с тобой раза по два-три». «Господи, — воскликнул муж. – Маш, да тут же до Тулы рукой подать!».

— Сейчас анекдоты про вас, про Михалыча пошли. Вы какие знаете?

— Недавно рассказали. Поспорили на самый короткий тост. Один говорит одно, другой – другое. Поднимается Михалыч: «Ну…хы!» Так что раз пошли анекдоты, значит народ принял. И с гаишниками теперь никаких проблем.

— Алексей Иванович, говорят, что вы охотник?

— Да, совершенно верно, я очень  люблю охоту. К сожалению, редко удается вырваться на природу. Мне нравится компания, атмосфера там, костер, уха, купание. А вот стреляю я только по бутылкам. Один раз выстрелил в утку и убил ее, но оказалось, что она была подсадная.

Иногда я выбираюсь и на рыбалку. И там я уж сам варю уху! Тройную! Сибирскую! Это вещь! Сначала варится мелочь рыбная, потом средняя рыба, а потом стерлядочка…Утром бросишь в ведро с ухой ложку, а она стоит. Вот это уха настоящая.

— А до чего вы еще в жизни охотник?

— Если вы спрашиваете про хобби, то оно есть, но очень тяжелое. В прямом и переносном смысле. Я собираю …каслинское чугунное литье. Однажды на киносъемках в Челябинске мне подарили небольшую литую статуэточку.  Казалось бы, ничего особенного, чугун. А посмотрел, и так меня потянуло. Стал изучать этот промысел, книги о Касли доставать, собирать фигурки…Сейчас всего их более пятидесяти: статуэтки, подсвечники, пепельницы. Но самая любимая – тарелочка. Какая-то она необычно ажурная, как будто ее вручную из тонких нитей сплели. Сколько на нее ни смотрю, каждый раз восхищаюсь.

Жалко квартирка у меня маленькая, двухкомнатная, негде стеллажи для литья расположить. Вот оно и стоит повсюду.

— А что вы любите читать?

— Люблю книги, связанные с нашей историей. Недавно прочел книгу Эдуарда Радзинского «Сталин». И открыл для себя очень много нового. Ведь «та история» нам практически незнакома… А историю я со школьной скамьи люблю.

— В жизни часто употребляете ненормативную лексику?

— Увы, довольно часто. Но не от злости, а больше от огорчения. Но я стараюсь понять человека и быстро отхожу. Я хотя и помню обиду, но мстить не буду. Особенно женщине.

— К слову, о женщинах. Помню, видел  ваш клип с Ларисой Долиной. Ну, там еще песня популярная про «погоду в доме». Очень уж хорошо вы там с Долиной смотрелись. Говорили, что вы в нее просто влюбились?

— Ну, что вы! Это был просто клип. Но благодаря ему я познакомился с талантливым человеком. Как певице ее я просто обожаю.

— А какие женщины вам нравятся?

— Да нет у меня идеала, просто я вообще люблю женщин. В хорошем смысле слова. Не то чтобы, грубо говоря, в постель ее тащить, а как произведение искусства. И говорю женщинам комплименты. А они уж в ответ сделают все, что хочешь

Женщинам надо цветы дарить. В этом смысле у меня выгодная жена. Она не любит букетов. И я ей дарю один цветок, но очень красивый. И всегда говорю мужикам: «Вы подарите женщине цветы и увидите, какие у нее будут глаза.

Вам понравилось?
Поделитесь этой статьей!

Добавить комментарий