Данная статья явилась результатом моей поездки во Францию в ноябре 2011 года. На поездку меня вдохновили сотрудники Мемориально-архитектурного комплекса “Музей-усадьба П.И.Чайковского“, во время моего пребывания в Воткинске в августе 2011. Мы обсуждали с ними возможности найти что-то новое о жизни Чайковского во Франции. Кроме того, я благодарен директору частного музея в городе Мюлузе госпоже Габриель Девергран. Без ее помощи я не смог бы найти дом Фанни Дюрбах (до сих пор местные власти не установили на нем памятную доску). Также я сердечно благодарю за огромную помощь всех моих родственников Иноземцевых из города Воткинска, без которых из этой затеи ничего бы не получилось.
В жизни Чайковского было несколько человек, к которым он всегда относился трепетно и нежно. Она из них — Фанни Дюрбах. Она была не только его первой учительницей, но и другом, к которому он всегда приходил со своими вопросами и у которого он всегда находил ответы. Хотя время их детской дружбы продолжалось всего 4 года (с 1844 по 1848), но этого оказалось достаточно, чтобы найти друга на всю жизнь. Ее влияние было так велико, что некоторые авторы, как например, Роберт Хичкок, даже полагали, что это она осуществляла начальное музыкальное образование Чайковского, но это было неверно.
Французские темы всегда занимали в жизни и творчестве Чайковского большое место, но начало этому надо искать во впечатлениях детства.
Многолетняя переписка с Фанни завершилаись приездом Чайковского в его последний год, к ней во Францию, в ее родной город Монбельярд.
Я побывал в Монбельярде в прошлом году и остановился там на два дня, так же как Чайковский в 1892 году. Я сел в поезд на Лионском вокзале в Париже, и уже через три часа с выходил со станции в Монбельярде. Первое, что видит приезжий по дороге с вокзала, это прекрасный Монбельярский замок. Монбельярд, как и многие другие городки Франции, очень живописен, но кроме того, этот город открывает свое отношение к приезжему просто и сразу. Примерно через 10 минут неспешной ходьбы (рис. 3) вы видите улицу Клеменси, прежнее ее название Грандес, и на ней дом 28, где жила Фанни Дюрбах. Сейчас этот дом принадлежит трем хозяевам, которые разделили его на три части, а прежде он принадлежал семье Дюрбах. На момент визита Петра Ильича Чайковского, в нем жили Фанни с ее сестрой Фредерикой.
В своем письме (№4835) брату Николаю из Парижа, Чайковский так описывает эту встречу: “Из Базеля я предупредил ее, когда я приеду, чтобы старушка не слишком переполошилась внезапностью. В 3 часа я приехал в Монбельярд и сейчас же отправился к Фанни. Она живет в тихой улице городка, который вообще так тих, что поспорит с нашим уездным городишкой. Дом этот, состоящий всего из 6 комнат, имеет три низеньких этажа (в каждом по две комнаты) и принадлежит ей вместе с сестрой; они в нем родились и прожили всю жизнь. Когда, постучавшись и получив в ответ возглас “entrez”, я вошел, то сейчас ко мне подошла Фанни и я сейчас же узнал ее. Хотя ей теперь 70 лет, — но на вид она гораздо моложе и. в сущности, как это ни странно, мало изменилась. То же красное лицо, карие глаза, волосы почти без седины, великолепные зубы – только значительно постарела. … Она приняла меня так, как будто мы всего год не виделись, с радостью, нежностью и большой простотой, Мне сейчас же стало понятно, почему и родители, и мы все ее очень любили. Это необыкновенно симпатичное, прямое, умное, дышащее добротой и честностью существо. … Прошлое со всеми подробностями до того живо воскресло в памяти, что казалось, я дышу воздухом воткинского дома, слышу голоса Мамаши, Венички, Хамита, Ариши, Акулины и т.п. … По временам я до того переносился в это далекое прошлое, что делалось как-то жутко и в то же время сладко и все время мы оба удерживались от слез… Я просидел у нее от 3 до 8 часов и совершенно не заметил как прошло время. Весь следующий день я опять провел с ней неразлучно, только обедать она отсылала меня в гостиницу, откровенно говоря, что стол ее с сестрой слишком мизерен и что ее стесняет меня угощать едой. Пришлось сделать вместе с ней 2 визита к ближайшим ее друзьям и родным, которые с давних пор интересовались видеть меня. … Живут они с сестрой очень не роскошно, — но мило и уютно. Сестра тоже долго жила в России и даже недурно говорит по-русски. Обе до сих пор дают уроки. Весь город их знает, они переучили всю тамошнюю интеллигенцию и пользуются всеобщей любовью и уважением. Вечером я расцеловался с Фанни и уехал, обещав приехать когда-нибудь еще”.
К сожалению вторая встреча не состоялась: Чайковский умер в следующем году в Санкт-Петербурге.
На следующих фотографиях Вы видите дверь дома Фанни, и как я звоню, касаясь дверной ручки, которой, может быть, касалась рука Чайковского, а также хозяйку небольшого магазина, которой сейчас принадлежит первый этаж
Следующий мой визит был в архив, где мне приготовили все известные в городе материалы о Фанни Дюрбах. Конечно, было интересно держать в руках ее свидетельство о рождении, смерти и различные публикации о ней, и конечно ее фотографию.
После архива я побывал на кладбище, где похоронены Фанни, ее сестра и мать. На следующих фотографиях вы видите могилу Фанни Дюрбах и меня, выражающего ей мое глубокое почтение.
Перед отправлением домой необходимо пообедать, дегустируя местную кухню. Конечно, надо было также попробовать местное белое вино. Вы видите, что дегустация была успешна, и все оказалось очень вкусно.
Далее мой путь к станции, путь домой. Последнее прощание с Фанни Дюрбах произошло уже из поезда, когда я проезжал кладбище, видное из окна поезда. Прощай Фанни, и до новых встреч.
Литература:
- Чайковский П.И. Полное собрание сочинений: Литературные произведения и переписка. Т.15-Б. — М.: Музыка, 1979.
- Клаус Манн: Петр Ильич Чайковский. Патетическая симфония, АСТ, 2010.
- Jeremy Siepmann, Tchaikovsky: his life and music, Naxos Rights International, 2008.
- Robert Hickok, Music Appreciation, Addison-Wesley Publishing Company, Inc. 1975.
Как здорово! Спасибо, что дали возможность это увидеть. Только барышня на фото не похожа на ту Фанни на единственной фотографии, которая есть в ин-те.
Благодарю, интересные факты.