В этом году знаменитому балету Весна священная Игоря Стравинского исполнилось 100 лет. В самом начале, во время премьеры в Париже в 1913 году, он не нашёл понимания у публики и даже вызвал шумный cкандал, oднако уже через год его ожидал полный триумф, принёсший композитору мировую известность. С тех пор Весну священную причисляют к ключевым произведениям современной музыки, а Игоря Стравинского к новаторам искусства ХХ века.
Популяризация творчествa Стравинского в 20-е годы прошлого столетия в Аргентине связана прежде всего с именами дирижёра Эрнестa Ансерме и композитора Хуанa Хосе Кастро, a также c гастролями «Русского балета» под управлением Сергея Дягилева. Поэтому, когда Стравинский в 1936 году впервые прибыл в Буэнос-Айрес, его приём имел сенсационный характер. Накануне визита местные газеты подробно сообщали о турнe композитора по Латинской Америке, обсуждая масштабы события и публикуя доклады своих корреспондентов в Рио-де-Жанейро и Монтевидео. В адрес дорогого гостя шли бесчисленные приветственные телеграммы от ведущих деятелей культуры, a возглавлявший в ту пору Оперный Театр «Колон» Атос Пальма самолично поехал встречать Стравинского в уругвайскою столицу. В порту Буэнос-Айресa, 24 апреля, Стравинский дал интервью газете «La Nación», в котором рассуждал о политике, идеологии и, конечно же, о музыке. Когда его спросили, что он думает о современной русской музыке, он ответил: «Я очень мало знаю о музыке моей страны сегодня. . . Думаю, что сейчас нет ничего особенного или, вернее, ничего нового. Мне кажется, что народ, который пережил такой переворот в социальной структуре, на данный момент не может создавать интересные произведения искусства. Они делают «что-то», я знаю, но, к сожалению, это не является не искусством, это лишь часть пропаганды .»
Среди многочисленныx концертов, данных Стравинским в Буэнос-Айресе и Росарио в качестве дирижёра и пианиста, былa представленa Персефона – мелодрамa, написанная композитором на текст А.Жида. Перевод текста на испанский язык был осуществлён Х.Л.Борхесом, а в роли рассказчика выступила Виктория Окампо – одна из самых значительных фигур аргентинской культуры. Вот как Окампо вспоминает о своём знакомстве со Стравинским в 1913 году: «Сидела в первом ряду на премьере Весны священной. В заключение концерта видела побледневшего Стравинского, приветствовавшего публику, которая аплодировала Жар-Птице и освистала Весну. Позже купила партитуру Весны священной, взяла в прокат пианино, чтобы играть её в моём зале в Meurice. Не знала наверняка, что привлекало меня в этой неразберихе нот и этом брутальном катаклизменном ритме.» В предисловии к первому изданию «Хроника моей жизни» Стравинского, опубликованному в издательстве «Sur», Окампо писала: «С самого начала «колючесть» и ритмическая необычность Весны мне говорили о гение». Она называла музыку Стравинского своей «первой большой современной любовью». Драматург Беатрис Сарло и композитор Мартин Бауэр положили историю знакомства Виктории Окампо с Игорем Стравинским в основу музыкального спектакля под названием V.O., премьера которого состоялась в Экспериментальном Центре Театра «Колон» (CETC) в июле 2013 года.
Наверное, схожий интерес к личной жизни Стравинского побудил британского писателя Крисa Гринхольфa написать книгу и сценарий к фильму «Villa Bel-Respiro, Love story» о романе Коко Шанель и Игоря Стравинского. После премьеры фильма автор признался, что ничего не зная наверняка, он нисколько не сомневался в том, что роман имел место, поскольку документально известно, что в трудные для Стравинского годы Шанель приютила его с первой женой, уже тогда больной туберкулезом, и четырьмя детьми на своей парижской вилле, а позже дала денег на восстановление балета Весна священная…
Стравинский всегда с большим недоверием относился к исполнителям собственных сочинений и поэтому потратил массу времени на переложение своих произведений для механического пианино. Однако, когда ему стало ясно, что механическое пианино никого особенно не интересует, он принял решение чаще самому выступать с концертами. И когда Европа вернулась к мирной жизни после Второй мировой войны, Стравинский начал гастролировать повсюду, играя собственную фортепианную музыку и дирижируя собственными оркестровыми сочинениями.
В 1960 году 78-летний Стравинский вновь прибыл в Буэнос-Айрес. Для «Моцартеума», пригласившего композитора, это стало важным подтверждением их состоятельности как концертной организации, а для публики – поводом заключить, что они присутствуют на концертах легендарного музыканта. И хотя поздние произведения Стравинского не стали особенно популярными, его личная слава нисколько не померкла. 29 августа во время очередного интервью Стравинского спросили, что он думает о Латинской Америке, на что тот ответил: «Гостиничные номера, в первую очередь, то слишком старые, некоторые слишком новые. И кругом пустыня, пустыни, джунгли, с их экстремальным климатом. А лица в симфонических оркестрах напоминают инков, вышедших из гробниц. И национализм: каждая страна ненавидит своего соседа».
Вспоминает Роберт Крафт, музыкант и асистент Стравинского: «31 августв обедаем с Хорхе Луисом Борхесом. Он нервничает и застенчив, как хорек, пальцы его постоянно ерзают, складывая и разворачивая свою салфетку, перебирает серебряные приборы, разглаживает складки на брюках […] Его высокий писательский ранг и знание пяти языков оставляет нас далеко позади; мы сидим кружком около букета фиолетовых анемон, слушаем его и едим дульсе де лече (варёная сгущёнка), которая вызывает у Стравинского страхи заболеть.
Когда Стравинскому исполнилось восемьдесят пять, его спросили, хочет ли он последовать примеру прадеда и дожить до 111 лет. «Нет, – ответил он, – сейчас слишком высокие налоги!» Да, Стравинский всегда был весьма неоднозначной личностью, а к старости вообще превратился в невыносимого ворчуна. Последняя болезнь иссушила Стравинского, он не вставал с постели и был безразличен к происходящему вокруг. Но иногда в нём просыпался прежний Стравинский: он вдруг запускал в медсестёр подушкой или, непонятно откуда набравшись сил, орал на них, да так, что те пугались. Однако, как можно не умилиться над словами, сказанными им однажды в свой адрес: «Если меня съест лев, он может вам кое-что обо мне рассказать. Он скажет, что старик был жестковатым, но вполне съедобным».
————————————————————————————————————-
Игорь Стравинский родился 17 июня 1882 года, в Ораниенбауме (ныне Ломоносов), в семье оперного певца Ф. И. Стравинского. В детстве получал частные уроки фортепиано. В 1900-1905 годах учился на юридическом факультете Петербургского университета. В 1903-1905 годах занимался композицией под руководством Николая Римского-Корсакова. В 1910 году переехал на постоянное жительство сначала в Европу, а затем в США. Написал более 120-ти произведений. Умер в 1971 году. Похоронен на острове Сан-Микеле в Венеции.