С Владимиром Горбуновым беседует Ирма Краузе:
«ZA-ZA Verlag» выпустило Вашу книгу со страшноватым названием «Кладбище коммунаров». Сегодня тема преступлений советского режима важна, пожалуй, более, чем когда либо. Нынешняя кремлёвская власть пытается обелить и оправдать Сталина и его людоедскую политику, в Вашей книге это одна из основных тем. Вообще сюжет многогранен: действие происходит в прошлом, другой пласт ближе к нашим дням, судьбы героев пересекаются, порой, с трагическим исходом. Написано энергично, с мастерством.
Люди пишут, пишут. Зачем?
Полагаю, за тем же, зачем и живут. Мысль, образ, чувства, опыт, облеченные в слова, ни что иное как форма жизни.
Кто вы, Владимир Горбунов? Писатель, иммигрант, учитель?
Человек. Просто человек.
Свое первое произведение помните?
Еще бы! Маленький рассказик в местной газете. Неумелый, но очень искренний и трогательный.
Где вы берете темы?
Это не я их где-то беру. Это они меня выбирают. В бегущей строчке новостной ленты, или в случайно услышанном разговоре в метро, или во вдруг открывшейся новым смыслом известной стихотворной строчке. Бамс! И ты выбран.
Немного о кухне, как вы пишете?
Для меня важно чувство. То, что останется у читателя, когда забудутся хитросплетение сюжета и даже имена героев. Это самое главное. Именно с чувства начинается любое произведение. Записываю обрывки разговоров героев. Их случайные мысли. Окружающие запахи, краски, жесты… Потом это складывается в сцены, главы и наконец в книгу.
Чье мнение для вас важно?
Прежде всего, моей жены. В ней я вижу тех читателей, для которых пишу. Ведь книги, как и картины, фильмы, музыка, не могут быть абсолютно для всех. У каждой книги есть свой, особый читатель. Вот моя жена и представляет читателя, мнение которого для меня особенно важно.
Как писать – правдиво или?..
Правдиво. Все остальное от лукавого.
Литературный институт. Что вы об этом думаете?
Если под Литературным институтом подразумевается учебное заведение в Москве, то есть и есть. Слава богу, коль кому-то помогает. Другое дело, что ни Паустовский, ни Василий Гроссман или, скажем, Владимир Сорокин подобных заведений не оканчивали, но тем не менее стали выдающимися писателями. А Константин Симонов, Юрий Казаков или Елена Крюкова – выпускники Литинститута и тоже потрясающие авторы.
«Каждый пишет, что он слышит,
Каждый слышит, как он дышит,
Как он дышит, так и пишет,
Не стараясь угодить.»
Думаю, это самое главное.
Деньги – добро, зло или?..
Ни то, ни другое. Просто инструмент. Как, например, лопата. Ею можно вскопать дерево, а можно и голову снести.
Что вы думаете о массовой культуре?
Она часть жизни и оказывает влияние на огромное количество людей. Значит в ней есть то, что их привлекает. Кстати, в литературе массовая культура не сводится к Донцовой или Шиловой, там вполне уживаются и Стругацкие, и Акунин, и Пелевин.
Жанр русского романа жив?
А что есть жанр американского романа, или китайского, или чеченского? Жив ли роман как жанр на русском языке? Конечно, несмотря на регулярные некрологи, которые публикуют критики.
Как вы относитесь к критике?
Иногда с любопытством. Чаще с пониманием.
Финальный вопрос – планы?
Опубликовать сборник рассказов и уже законченный роман «Перекрестка поворот».
И, безусловно, работать над новыми произведениями. Планов-то, ух, громадье.