3 ноября 2019 года Леониду Генриховичу Зорину исполнилось 95 лет.
А ещё в этом же году сравнялось 85 лет с того момента, как Леонид Зорин стал писателем.
Как такое может быть? Вообще-то никак, конечно. Но не в случае Зорина! В возрасте десяти лет он издал свою первую книгу стихов, которую высоко оценил Максим Горький. С этого всё и началось. Это потом уже Леонид Зорин стал драматургом и сценаристом, прозаиком и переводчиком. Но не перестал писать и стихи. Например, первый том нового двухтомника, вышедшего незадолго до нынешнего юбилея, заканчивает вот такое небольшое стихотворение:
Спасибо, Всевышний, за то, что хранил,
Что дал мне благой удел,
За то, что Горький благословил,
А Сталин не разглядел.
Нет, наверное, человека, во всяком случае, такого человека нет в России, который бы не знал Леонида Зорина! «Варшавская мелодия» и «Царская охота» давно вошли в золотой фонд русского советского театрального искусства. Но даже и вовсе не театралы время от времени повторяют: «Хоботов, это мелко!», «Высокие, высокие отношения!», «Это у тебя в руках всё горит, а у него в руках всё работает!», «Заметьте, не я это предложил!» и другие перлы из любимейшего фильма «Покровские ворота». И это тоже Леонид Зорин!
Есть писатели, и их немало, которые, создав что-то значительное в первой половине жизни, со временем перестают писать вообще. Зорин пишет все время! Закончив одно произведение, он сразу берется за следующее. Журнал «Знамя», постоянным автором которого Леонид Генрихович является вот уже больше двадцати лет, с нетерпением ждет каждую новую его вещь, будь то маленький роман, пьеса или драматический этюд, а на самом деле тоже пьеса, хотя и крохотная, «Адвокат».
Леонид Зорин — первый кавалер ордена «Знамени» и неоднократный лауреат ежегодных премий журнала. Среди других его наград — одна из самых значительных литературных премий России «Большая книга».
Лучшие произведения Леонида Зорина, созданные даже более полувека назад, востребованы и сегодня. По его сценариям снимают фильмы, по пьесам ставят спектакли. Почему-то, что писал и пишет Зорин, не устаревает? Да потому, что он прямому высказыванию, неуместной в художественном произведении публицистике предпочитает высказывание творческое. Вот, например, что он пишет в послесловии к своему «Адвокату»: «Не в первый раз я хочу постичь природу отечественного бунта, осмысленность русского мятежа и, прежде всего, определить оправданность и неизбежность протеста. Не в первый раз я хочу проследить первопричину и суть столкновения при встрече державы и человека». Можно было написать на эту тему очередную статью, которая бы устарела еще до своего появления в печати, хотя бы и потому, что еще раньше появилась бы в вездесущем Интернете. Но Зорин написал на эту тему маленькую блестящую пьесу. И вот результат: «Адвокат» был опубликован пять лет назад, но ничуть не устарел! ( И вот в подтверждение этих слов 5 ноября в Москве, на сцене Активного театра на Страстном бульваре10 состоится премьера этой пьесы Л.Зорина.)
Возможно, сегодня Леонид Зорин расширил бы географию своего высказывания. Париж, Барселона, другие горячие точки мятежей и бунтов с самой разной подоплекой так и просятся быть осмысленными художниками его уровня! Но Зорин писал и пишет о том, что хорошо знает. О нас с вами. О стране, где он родился и прожил большую, насыщенную самыми разными событиями жизнь. О любви. О жизни и смерти. И, конечно же, о власти, во всякий момент его жизни разной — и, в то же время, во многом такой одинаковой…