Редакция и читатели ZA-ZA тепло поздравляют юбиляра и благодарят его за добрые чувства и верность нашему изданию. Мы тоже любим Вас, дорогой Павел Семенович!
П.Сиркес участвовал в создании более чем 40 фильмов.
Сегодня мы предлагаем читателям посмотреть полуторачасовую художественно-публицистическую картину «Лучше бы ты стал священником…», в создании которой Сиркес выступил в качестве автора и режиссера-постановщика. Это – первая по времени (1990 г.) попытка в российском кино средствами документалистики показать зловещую фигуру Сталина. И что очень важно – фильм не потерял своей силы и сегодня.
В том же 1990 г. фильм был показан по Первому каналу ЦТ. Ниже вы сможете прочесть отклик на него, опубликованный в газете «Экран и сцена» от 20 декабря того же года.
НАМ ВСЕМ НУЖЕН ЭТОТ ФИЛЬМ
«Отойдите от Меня
делающие беззаконие».
(Нагорная проповедь, Матф.,7, 23).
Это фильм о Сталине. Автор картины пытается ответить на главный вопрос, который он сам себе задает: что же за человек скрывается за мифом о вожде народов, мифом, который создавали и развивали не только его сторонники, но и его враги, да и самые простые, обычные люди.
На поставленный вопрос П.Сиркес ищет ответы, прежде всего, в области нравственности. И это не случайно. Именно в нашем ХХ веке, после всех чудовищных злодеяний сталинщины и фашизма, после двух мировых и целого ряда менее значительных войн, нравственный аспект стал главным при оценке того или иного периода истории и его деятелей.
Неординарность драматургического построения фильма заключается в том, что его автор показывает, как Сталин нарушал все десять библейских заповедей. Атеисты могут
относиться к заповедям как к некоему нравственному кодексу, выработанному человечеством на протяжении многих тысячелетий. Недаром, так или иначе сформулированные, эти заповеди имеются во всех цивилизованных религиях. Их соблюдение – одно из важнейших условий существования и сосуществования людей.
Именно этот аспект сообщает фильму особенную нравственную силу, заставляет почувствовать всю глубину преступлений сталинизма, задуматься о его истоках и его наследии, о причинах его живучести. П.Сиркес говорит об этом открыто, в полный голос.
Потому фильм и воздействует с такой эмоциональной силой.
Каким страшным оборотнем предстает перед нами Сталин! Создание его культа – сложный процесс, в котором принимали участие множество людей, большинство из которых им же уничтожено. И в основе этого процесса лежит, как показано в фильме, преступная идея тоталитаризма, неизбежно ведущая, по замыслу Сталина, к превращению социал-демократической партии в орден меченосцев, беспрекословно повинующихся своему вождю, к беспощадному террору, обрушенному Сталиным и его кликой на все созидательные силы общества и прежде всего на основного кормильца, основного носителя святых христианских заповедей – на крестьянство.
Этот фильм с полным основанием можно назвать авторским. Ему присущи те особенности творчества Павла Сиркеса, которые так интересно проявились в его недавно опубликованной документальной повести «Горечь померанца» — с моей точки зрения – одном из ярких образцов исповедальной прозы, едва ли не важнейшего жанра литературы наших дней.
В фильме немало свидетельских показаний наших современников.
В фильме использовано много материалов, неизвестных или известных только узкому кругу специалистов. Например, обращение к Сталину представителей всех западных посольств с угрозой покинуть страну, если решение повесить на Красной площади» врачей-отравителей» не будет отменено. Только смерть «вождя и учителя» похоронила окончательно этот проект.
Однако с некоторыми утверждениями Павла Сиркеса позволю себе не согласиться.
Так, после сообщения о смерти Сталина звучит голос диктора: «Мы все оплакали его тогда». Это неверно: многие оплакали, но далеко не все. Известно, что политзаключенные
в концлагерях, узнав о смерти Сталина, кричали «Ура!». А родные и близкие миллионов зеков и такие люди, как профессор Станислав Федоров, да и я сам? А вот что писал поэт Наум Коржавин через четыре дня после смерти Сталина:
«В его поступках зла так много было,
А свет знамен их так скрывал в дыму,
Что сопоставить это всё не в силах,
Все люди, слепо верили ему…»
Но речь в фильме идет не только о Сталине — речь идет о сталинизме. Тут содержится некая скрытая полемика между двумя американскими профессорами – Стивеном Коэном и Александром Некричем. Первый относит возникновение сталинизма ко второй половине 1929 г., второй уверен в том, что «революция сверху», проведенная Сталиным в начале тридцатых годов, была логическим продолжением Октябрьской революции, и в этом смысле Сталин наиболее последовательный ученик Ленина.
Кстати, следовало бы рассказать об Александре Некриче более подробно. Родился он в Москве, учился в МГУ, участник Сталинградской битвы, закончил войну в Кенигсберге в звании гвардии капитана. Доктор исторических наук. В 1965 году опубликовал книгу о начале войны «1941, 22 июня», в которой вполне определенно писал об ошибках и просчетах Сталина. Это была первая и на долгие годы единственная честная книга о начале войны. Автор этих строк в брежневские времена в журнале «Новый мир» опубликовал весьма положительную рецензию на эту книгу, где были, например, и такие слова: «…сквозь четкий, уравновешенный ритм продуманных и отточенных формулировок к читателю все время пробивается взволнованный голос современника событий – гражданина своей страны, ее историка и ее защитника». В 1967 году А.Некрич был исключен из КПСС и фактически лишен возможности печататься (не обошли вниманием и автора рецензии). В дальнейшем его вынудили эмигрировать.
Любопытно, что недавно ко мне пришла одна студентка исторического факультета и попросила у меня книгу М.Геллера и А.Некрича «Утопия у власти». «Зачем она тебе?» — спросил я. Студентка сказала, что ей предстоит сдавать экзамены как раз по периоду с 1917 года и до наших дней, а все студенты считают эту книгу единственным достоверным источником и что она тоже хочет знать, как все было на самом деле.
В картине П.Сиркеса перед нами предстает только верхушка айсберга. Поэтому люди разных поколений увидят здесь много только им понятного, но нам всем нужен этот страстный и вместе с тем глубоко взвешенный, гражданственный фильм. Очень нужен.
Георгий ФЕДОРОВ,
доктор исторических наук, член ПЕН-клуба.