Просто и не просто, но очень увлекательно Про сто выдающихся книг

Елена Сазанович. Писатели, которые потрясли мир (сборник эссе). — М.: Издательские решения, 2019. — 194 с. ISBN 978-5-4496-1182-6

Не только увлекательно, но красиво и оригинально написано о книгах, которые потрясли мир. Потрясли талантом и судьбой своих авторов, потрясли содержанием и воздействием на умы и сердца тех, кто прочитал книги и запомнил, потому что не запомнить их невозможно. Такова сила талантливого слова. Но, чтобы обрести силу восприятия, слово должно быть не только написано, но прочитано или услышано, оно должно быть на виду. И небольшие, но ёмкие и глубокие эссе Елены Сазанович, словно, указывают дорогу к нему, дают ориентиры в море литературного творчества, являясь своеобразными маяками, высвечивающими шедевры и облегчающими путь к ним. И очень точно написано в предисловии к книге:

«100 книг, которые потрясли мир». Не только потому, чтобы выявить свои вкусы или чье-то безвкусие. И не потому, что в мире существует всего 100 книг, которые стоит прочитать. Но эту сотню книг почитать стоит — чтобы отблагодарить и время, и планету, которые породили великих писателей. И еще — чтобы уважать себя»…

Эти эссе, чей уровень, на мой взгляд, соответствует высоте поставленной задачи, можно ещё рассматривать и как литературную мини-энциклопедию, автор которой щедро делится информацией по многим интересным вопросам. К примеру, кто «самый переводимый автор в мире, чьи книги были напечатаны на ста сорока восьми языках, и кого сам Папа Римский благодарил за нравственную чистоту произведений» (это Жюль Верн). Или кто «открыл для Англии бессмертную лирику великого Шевченко? И чей роман за годы Советской власти был издан 155 раз общим тиражом более 9 миллионов экземпляров, был переведен на 24 языка народов ССС, были написаны три оперы и осуществлены три киноэкранизации»? (Этель Лилиан Войнич). А чьи книги «издавались сотни и сотни раз. На 85 языках мира тиражом свыше 54 миллионов экземпляров. Практически все они экранизированы»? (Аркадий Гайдар). Наконец, что перед смертью прошептал Николай Гоголь? (он прошептал: «Лестницу, поскорее давай лестницу!..» Он всю жизнь шел по этой лестнице. Которая все выше, выше, ступенькой за ступенькой вела его к бессмертию)…

Вопросы и ответы можно продолжать достаточно долго, но лучше прочитать этот сборник эссе и узнать обо всём, что называется, из первых уст. Елена Сазанович, известный автор многих романов и киносценариев (роман «Прекрасная мельничиха» был признан в своё время лучшей книгой года и переведен на несколько европейских языков), постаралась, чтобы повествование было интересным всем. И тем, для кого чтение — способ познания мира, истории и культуры, и тем, для кого это — эстетическое удовольствие, получаемое в процессе знакомства с книгами и их героями. И, конечно с авторами, превращающими свой дар в волшебство творчества и сотворчества. Именно автор лучше других может рассказать о своем произведении. И потому, в качестве иллюстрации — цитаты из книги. Вот, как Елена Сазанович говорит о писателе Иване Гончарове и его великом романе «Обломов»:

«О, О, О!.. Или — Об, Об, Об!.. «Об-ыкновенная история». Обыкновенного «Об-ломова». Которая заканчивается обыкновенным «Об-рывом». Вернее — краем обрыва. На котором почти всегда стоит Россия. И, кстати, удерживается. На краю… Это поразительный роман. Медлительный и терпеливый. Словно о смене времен года. Весна. Обломов просыпается (на пару сотен страниц просыпается!) Летом влюбляется. Осенью скучает. Зимой засыпает… В каждом из нас неизбежно живет Обломов. Даже если мы такие деятельные, как Штольц, даже если мы такие идеалисты, как Ольга Ильинская. Даже если мы европейцы или азиаты. Есть такая партия — имени Обломова. И Гончаров ее создал своим бесспорным талантом. Общество, в котором жил Гончаров было далеко не справедливым. Пушкина и Лермонтова довело до могилы. Шевченко забрало в солдаты. Чаадаева объявило сумасшедшим… А Гончаров пишет роман о скуке и о потере смысла жизни.

Может быть, для того, чтобы нам удалось преодолеть скуку и найти смысл в жизни? Даже, если на диване. Впрочем, сегодня этот роман современен как никогда. Увы, но общество все конкретнее делится на обломовых и штольцев. Только обломовы гораздо менее чисты и непорочны. А штольцы более наглые и безнравственные».

Как сказать о Владимире Маяковском кратко, но подробно, подчеркнув его яркую гениальность, которая со временем не меркнет, его поэтические открытия, которые и сегодня кажутся недосягаемыми вершинами? Елене Сазанович это удается. Не просто, но и просто:

«Быть Маяковским очень трудно», — точно изрек Корней Чуковский. Еще как трудно! Как трудно быть красивым, смелым, совестливым, и как трудно по-настоящему любить свою родину. Как трудно быть, в конце концов, гениальным! А если все это в одном лице? А если все это вмещается в одну жизнь? Эпоха, которую пел Маяковский, ушла в прошлое. А он ушел в будущее. И в прошлом, и в будущем остался «Владимир Маяковский», который запросто умел сыграть на «Флейте-позвоночнике», который четко знал «Что такое хорошо и что такое плохо?» и где «Война и мир». И в прошлом, и в будущем остался его «Владимир Ильич Ленин» и посвящение его погибшему «Товарищу Нетте, пароходу и человеку». И даже при этом Маяковский «Во весь голос» заявлял: все будет «Хорошо!» Маяковский нас учит гордиться своей страной. «Маяковского нужно читать всем вместе, чуть ли не хором (ором, собором), во всяком случае, вслух и возможно громче. Всем залом. Всем веком», — писала Марина Цветаева. И так — за веком век. «Послушайте! / Ведь если звезды зажигают — / значит — это кому-нибудь нужно?..» Его звезда одна из самых ярких на поэтическом небосклоне. И загасить ее не получается. И не получится».

Точно так же она находит нужные и неизбитые слова для характеристики каждого автора и произведений, о которых пишет. Прочитайте книгу, и вы убедитесь в этом. А также в том, что книга, хоть и несет в себе черты энциклопедии, но главное её качество — стильность и оригинальность изложения, острота мысли, ясная авторская концепция и стремление к красоте и изысканности в реализации замысла. Вот, как сказано о великом Пушкине:

«С детства он верил в сказочную любовь „Руслана и Людмилы“. В юности был в плену вместе с „Кавказским пленником“. И так хотел понять личность „Бориса Годунова“. Он видел битву под „Полтавой“. И пережил „Маленькие трагедии“. Дружил с „Дубровским“. Изучал „Историю Пугачева“. А еще играл с „Пиковой дамой“ в русскую рулетку. А „Медный всадник“ не давал ему покоя по ночам. И не хотел, чтобы знали, кому он посвятил „…чудное мгновенье“. А еще верил „Пророку“. Много писал „К Чаадаеву“, своему вольнолюбивому товарищу. Обожал „Зимнее утро“, когда „мороз и солнце…“ И вместе со своими лучшими друзьями — декабристами „Во глубине сибирских руд“ хранил „гордое терпенье“. Его — как и всех гениев — мучили „Бесы“. Но он не сдавался. Потому что воздвиг себе „памятник нерукотворный“. На века».

Реализация литературного проекта под названием «100 книг, которые потрясли мир» была начата Еленой Сазанович в журнале «Юность» несколько лет назад и, на мой взгляд, добавила популярности журналу, невзирая на время «не читающих людей», как характеризуют нынешний период некоторые литературные критики. Кстати, уникальность проекта и его удачное воплощение оценили коллеги-профессионалы: автор получила гран-при Всероссийского фестиваля СМИ «Патриот России», а также золотую медаль в номинации «Мы — россияне!».

Я склонен думать, что читают люди, по-прежнему, много. Хотя, безусловно, смотреть мультики, играть в компьютерные игры, просматривать сообщения и ставить «лайки» в фэйсбуке, инстаграме и других социальных сетях намного проще, ибо это занятие не требует особых затрат умственной энергии, напряженной работы мысли, воображения, сотворчества, сопереживания. Только чтение может помочь расширить кругозор, научить ясно формулировать и выражать мысли, обогатить внутренний мир и речевой запас, сделать человека, в конце концов, грамотнее, умнее, образованнее… Мысли банальные, но актуальные, возможно, даже более, чем прежде. Но что читать? Как выбрать из миллионов книг и авторов тех, которые потом станут мудрыми и верными друзьями на всю жизнь, давая стимул для развития и совершенствования?

Вот тут и может прийти на помощь книга Елены Сазанович, рекомендуя лучшие образцы литературы, её вершины, с которых море книг видится более ясно, некоторые вопросы становятся более понятными, а авторы, о которых идет речь — ближе и доступнее. А ведь они, авторы, не только гениальные рассказчики и выдумщики. Они — провидцы, иногда заглядывающие в будущее, чтобы потом поделиться увиденным в своих книгах. Как сделал это, к примеру, Жюль Верн. И об этом тоже пишет Сазанович: «…Большие подводные лодки, способные длительное время находиться в плавании („Двадцать тысяч лье под водой“). Самолет („Властелин мира“). Самолет с переменным вектором тяги („Необыкновенные приключения экспедиции Барсака“). Вертолет („Робур-Завоеватель“). Космические корабли и пилотируемые полеты в космос, в том числе на Луну („С Земли на Луну“). Он точно описал размеры ракеты, место старта и даже экипаж: три человека, как это и было впоследствии в программе NASA. Башня в центре Европы (до строительства Эйфелевой башни) — описание весьма похоже. Межпланетные путешествия („Гектор Сервадак“), запуски космических аппаратов доказывают возможность межпланетных путешествий. Видеосвязь и телевидение („Париж в XX веке“). Строительство Турксиба („Клодиус Бомбарнак“)».

Великие писатели, о которых идет речь в книге, не боялись ставить вечные жизненные вопросы и искать на них ответы. И в этот поиск они приглашали и приглашают своих читателей. Мы вместе с ними продолжаем искать ответы до сих пор. И иногда находим. В том числе, благодаря им. Тем, которые потрясли мир… Не зря ведь сказано: «Прочитано так мало, читается так трудно. Дорога от вокзала уходит прямо в будни. А мир вокруг великий. И снова зреет завязь. Листаю дни, как книги. Никак не начитаюсь».

Вам понравилось?
Поделитесь этой статьей!

Добавить комментарий

  1. Здравствуйте, дорогой Владимир!
    Спасибо Вам за просветительскую деятельность, за любовь к книге, за «Только чтение может помочь расширить кругозор, научить ясно формулировать и выражать мысли, обогатить внутренний мир и речевой запас, сделать человека, в конце концов, грамотнее, умнее, образованнее…»
    Но меня интересует ответ на вопрос «Что читать?»
    Что читать тем, кто живёт в ХХ1 веке, что читать из современных авторов. Ведь литература, как и язык, не стоит на одном месте. Она развивается. Она же живая, наша литература!
    Елена Сазонович даёт в своих работах краткий обзор произведений классиков отечественной и зарубежной литературы, снабжённый, простите, современными примочками.
    Кто бы спорил, это важно, это необходимо знать подрастающему поколению. Недаром её материалы публикуются в журнале «Юность». Публикации такого рода невольно вызывают мысль о том, что школьное образование нуждается в реформах. В сущности, почти весь список статей Елены Сазонович (за исключением зарубежных писателей) повторяет программу средней школы середины двадцатого века.
    Так что же читать и как сориентироваться в безбрежном литературном море тем, кто прочитал ещё до рекомендаций Е. Сазанович Гончарова с Крыловым и даже «Поднятую целину» Шолохова осилил?
    Ответа на этот вопрос я не нашла у Елены Сазанович.
    С уважением,
    Светлана Лось

    1. Большое спасибо за отклик, Светлана!
      На мой взгляд, Елена Сазанович не ставила задачу дать ответ на поставленный Вами вопрос. Она блестяще рассказала о книгах и авторах, которые уже стали классикой, ибо своим талантом, как утверждает Елена Сазанович (и с ней трудно спорить) потрясли мир. И прочитать их — занятие и нужное, и полезное.
      А что читать из современной литературы — каждый, вероятно, решает сам. В моём списке любимых авторов, к примеру, обязательно найдётся место Михаилу Веллеру, Юрию Полякову, Дине Рубиной, Юрию Буйде, Алексею Слаповскому, Людмиле Улицкой, Татьяне Толстой, Дине Калиновской, Александру Терехову… В списке — только наши современники (увы, Дины Калиновской нет с нами). И этот очень короткий список у каждого любителя литературы может быть абсолютно иным. И продолжать его можно очень долго. И в этом прелесть литературы.
      Мало того, имея определенный опыт редактирования альманаха и литературного сайта, могу сказать ,что популярными становятся произведения, которые, к примеру, мне казались не очень значительными и не очень талантливыми. Но они находят своих читателей. Это только подтверждает субъективность всех оценок и списков и незыблемость правила: «Каждый имеет право иметь сови права». Потому — ещё раз спасибо Елене Сазанович за то, что дала своеобразные ориентиры в море книг. Но, следуя ориентирам, каждый вправе выбирать свой путь. Пусть издаются новые и новые книги, желательно талантливые и увлекательные, пусть они находят своих почитателей. Лишь бы их не запрещали и, не дай Бог, не сжигали.
      Будем надеяться на лучшее, на благоразумие.
      Желаю Вам удачи и вдохновения!
      С уважением и теплом,
      В.С.

      1. Дорогой Владимир!
        Относительно проекта Елены Сазанович хочу заметить, что в 2010 году Дмитрий Быков опубликовал свой «Календарь. Разговоры о главном» и в 2012 — «Календарь-2. Споры о бесспорном», где тема о писателях-классиках и писателях — наших современниках (да и не только) подана в оригинальном ракурсе авторского видения. Книги адресованы читателям всех возрастов и представляют неменьший интерес, нежели обозрения
        Е. Сазанович, не в обиду хорошей писательнице будет сказано.

        Спасибо, Владимир, что поделились своим коротким списком любимых авторов. Он почти полностью совпадает с моим. Могу добавить ещё несколько имён: Юрий Трифонов, Людмила Петрушевская, Максим Кантор, Евгений Водолазкин, Юваль Ной Харари и ещё, ещё… Простите, боюсь, что список получится длинным.
        Радостно наблюдать, как в литературе появляются новые имена. Среди них много женских. Мне очень понравилось, как Вы сказали:

        «Пусть издаются новые и новые книги, желательно талантливые и увлекательные, пусть они находят своих почитателей. Лишь бы их не запрещали и, не дай Бог, не сжигали», — ДА БУДЕТ ТАК! АМЕН.

        Вот в связи с нашим разговором я и подумала, что мы можем помочь друг другу в необъятном море литературы, что можно пригласить пишущих людей (по крайней мере — авторов нашего любимого журнала «Зарубежные задворки») поделиться кругом чтения, своими находками, предпочтениями и открытиями в литературе. Ведь умение читать — неотъемлемая часть писательства. А о пользе и необходимости чтения для любого человека говорить не приходится. Все мы — в первую очередь читатели.
        Думается, что вполне возможно организовать в журнале рубрику «Круг чтения», где авторы «За-за» смогут порекомендовать новую книгу, новое имя и в нескольких или не в нескольких словах обосновать свою рекомендацию.