Памяти Евгении Жмурко

30 июля 2020 года после продолжительной болезни скончалась Евгения Жмурко – основатель и бессменный главный редактор «Зарубежных задворок». Это невосполнимая потеря для журнала, который был основным делом её жизни.

Евгения 12 лет вела журнал, вкладывала всю душу и сердце в его работу.

Она открыла много новых и талантливых авторов, а высоким уровнем публикаций привлекала думающих читателей. Евгения была великим подвижником литературы.

Авторы сокращённо и любовно называли Евгению Жмурко – ЕЖ. Больше нет нашего любимого «ёжика», но остались стихи, рассказы, повести авторов журнала – это нерукотворный памятник её жизни. Прочитаем литературно-биографическое эссе «ЕЖ» в память о Евгении Жмурко — великом подвижнике литературы.

Добавление от администратора сайта: с родственниками Жени было решено заморозить проект. Продолжение больше не планируется ни в каком формате.

Вам понравилось?
Поделитесь этой статьей!

Добавить комментарий

  1. Всё ярче со временем становится свет
    вашей жизни, Женя. Чётче понимание утраты. Множество Авторов бесконечно благодарны вам. Спасибо, Редактор.

  2. Свою скорбь и боль от пережитого шока в связи с кончиной Евгении Борисовны я хотела бы передать стихотворением,написанным в память о ней:

    Эпитафия
    Памяти Евгении Борисовны Жмурко

    Не новость для нас, что мы смертны; и эта земля,
    как шар на бильярдном столе: в безразмерную лузу
    она упадет, ибо выход ее из игры
    спланирован с точностью Богом, который так вежлив.

    Но веришь всегда в невозможное чаще, чем ждешь
    из правил, набивших оскомину, не исключений,
    а чуда, проспавшего всласть миллионы эпох,
    как будто ему заявлять о себе и не надо.

    Но есть и другое бессмертие – имя твое
    у всех на устах; в крайнем случае, доброе слово,
    которым тебя вспоминают в широком кругу,
    когда твое фото зачеркнуто траурной лентой.

  3. Кошмарная весть! Евгения Жмурко была очень душевным и отзывчивым человеком.Именно благодаря ей мои стихи впервые были опубликованы в журнале «Зарубежные задворки» в электронном и бумажном выпусках.Я очень благодарна ей за поддержку, внимание и добрые советы относительно моих творческих воззрений.Помним, любим и уважаем…

  4. Я молодой автор, стихи и проза которого, были «вхожи» в электронную версию журнала. Мой друг сказал: раз приняли твои вещи к публикации, значит что-то в них есть… И это что-то увидела Евгения Жмурко. Узнал о кончине главного редактора сегодня вечером, когда решил заглянуть на сайт. Мне казалось, что журнал будет всегда, и главный редактор тоже будет всегда… Увы! Спасибо Вам, Евгения! И спасибо всем сотрудникам журнала! Можно сказать, что я осиротел.

  5. Евгения Жмурко — человек, способный искренно делиться ресурсами — осуществляющий добро в действии — изменивший судьбы многих людей к лучшему, открывший в их жизни двери, источники чуда — чья долгая, полная доверия, желания видеть лучшее, светлая литературная работа никогда не будет забыта — Евгения нас оставила. Человек она значительный, по-настоящему умный, сильный, общаться с ней — посвящение. Евгения и Владимир были одной из самых ярких и живых пар взрослых людей, которых мне довелось увидеть в жизни. Мы будем всегда вспоминать её с удивлением, благодарностью и любовью. И — если без китайских церемоний — прощай, Женя.

  6. СВЕТЛАЯ И БЛАГОДАРНАЯ ПАМЯТЬ ЕВГЕНИИ ЖМУРКО!!!
    Я только что узнала о ее уходе из нашего мира. То, что она тяжело болеет, поняла еще при наших последних разговорах по телефону, кажется, в конце июня или начале июля, потому что она, приняв к публикации мой последний материал, никак не могла выпустить номер. Последний номер был посвящен памяти Леонида Зорина. Она могла говорить только о нем, о том, что нет больше ее «дорогого Лёни», и она не понимает, как ей жить без него дальше. Я даже не сразу поняла, что она говорит о писателе и драматурге Леониде Зорине. Женя вспоминала их общение в детстве, когда он был уже почти взрослый, а она еще маленькая, и о том, что он всегда морально поддерживал ее уже в зрелые годы. Она обещала позвонить, когда выйдет следующий номер с моим текстом, но так и не позвонила. И я неоднократно сама набирала ее номер… Сегодня наконец написала Инне Иохвидович, и она ответила, что Жени больше нет с нами.
    Мои тексты она не редактировала, сама иногда обращалась ко мне за советом и профессиональной помощью. И брала всё, что я предлагала, даже благодарила каждый раз за участие, что мне как автору было важно и приятно. И на старом, и на новом сайте я могла публиковать у нее свои тексты, и стихотворные, и прозаические, хотя и предупреждала, что это не первая их публикация. Просто хотелось, чтобы люди читали, а ее журнал был популярным.
    Женя была мудрым и доброжелательным собеседником, обладала незаурядной энергетикой и сильной волей — качествами, необходимыми для ее работы. В ее лице мы потеряли не только незаурядную и талантливую личность, но и настоящего просветителя. Но в высшем смысле она с нами, в наших душах.

  7. Стыдно, что не оправдал. Она говорила: «Времени мало, спеши, пиши. Ты можешь». А я про потом, про занятость, про нужду. И вдруг уходит тот, кто в тебя верил. Всё. Простите, ЕЖ.

  8. Только что узнал о смерти Евгении Жмурко. Пусть земля ей будет пухом! Мы не встречались, но общались как автор и редактор по электронной почте. У меня осталось самое лучшее впечатление. Евгения полагалась на собственный вкус, а не на статус автора, как это происходит, к сожалению, во многих других журналах. Решения принимала быстро и точно. У меня сформировалось к ней абсолютное доверие, и я направлял на «Задворки» моих друзей-поэтов с полной уверенностью в том, что рассмотрение их стихов будет адекватным. Так оно всегда и было. Вечная память и вечный нерукотворный памятник Евгении Жмурко!

    1. К идее продолжать работу портала отношусь несколько скептически. Евгения выполняла работу подвижника. Есть ли кто-то, кто мог бы её заменить, кто мог бы работать так же, как она, с теми же критериями и с такой же производительностью? Не уверен в этом…

  9. Удивительно бескорыстный и светлый человек для нашего циничного времени. Настоящий подвижник литературы. Спасибо, дорогая Евгения, за Ваше отрытое доброе сердце и терпение. Бесконечно скорблю о Вашем уходе.

  10. Удар был так неожидан, что было невозможно говорить. Хоть я врач и Евгения много говорила со мной о своём состоянии, эта смерть всё равно неожиданность. Хватило сил лишь на телефонный разговор с её дочерью Еленой. Боль и пустота. Вспоминается : Есть люди вне определенья,
    Вне меры слова и числа…

  11. Уважаемый Марк, уход Жени Жмурко тяжёлая утрата для многих авторов и читателей журнала. Прошу сообщить можете ли Вы что-то сделать для восстановления журнала. Может организовать финансовую помощь ? Каждый автор внёс бы посильную помощь.

    1. Дорогой Михаил, все авторы и читатели об этом думают.
      Ремарк говорил, что если дело можно решить деньгами, то это не проблема.
      Проблема в другом, наберитесь терпения.

    2. На данный момент с ее семьей было решено заморозить проект, так как реализовать продолжение в таком же формате не представляется возможным.

  12. Как-то не сразу переварила и добралась до журнала.
    Искренние соболезнования родным и близким.
    Да и, собственно, всем нам — осиротевшим.
    А ей, Евгении Жмурко, благодарная память и вечное царство.

  13. Я с трепетом следил за трудной жизнью журнала последних месяцев, понимая, что это связано с состоянием здоровья ЕЖ. Звонил недавно, голос обнадежил. Наверное, он оставался прежним, когда сил почти не оставалось… Будем помнить. Она была подвижник, а они редки.

  14. Невозможно представить себе, что мы не сможем больше общаться с Женей, Евгенией Борисовной, нашей Женькой, как мы, ее друзья и однокурсники, общались последние пятьдесят лет… Что мы не услышим больше ее великолепную фортепианную игру, что нас не позовут послушать прекрасный музыкальный ансамбль, где она поддерживает и шлифует мастерство своего партнера, доказывая наглядно, чего стоит на самом деле творческий союз! Что не придут посидеть в дружном кружке ее друзья и приятели — поэты и музыканты, артисты, которым она помогала, которых вытягивала из депрессий, неверия в себя, которым дарила свою собственную энергию, совершая чудеса самоотдачи. Трудно представить, что она больше никогда не кинется — порой безрассудно, забывая о себе, о своих интересах, — на помощь людям, которые, как она была убеждена, пострадали безвинно, за свои убеждения, или были наказаны слишком жестоко.
    Журнал, который она создала, вела и совершенствовала практически в одиночку, стал конечным воплощением таланта, способностей и умений Жени, Евгении Борисовны, сохранил и умножил число ее друзей и тех, кто получил, благодаря ей, возможность делиться своим творчеством. Как человек и как мастер она выполнила свое жизненное предназначение. И мы всегда будем благодарны ей, за то, что она была с нами.
    Ирина Куперштейн (Украина, Харьков)
    Виктор Лихт (Израиль, Бейт-Шемеш)

  15. Была в отъезде несколько дней, поэтому с опозданием узнала эту горькую весть.
    И … повернулось время вспять для воспоминаний.
    С Евгенией Жмурко у меня связан конец апреля 2014 и все последующие годы. Это — начало публикаций в журнале «Зарубежные задворки», сначала в электронном журнале, потом в бумажном. Да, именно, «За-За» открыли для меня возможность публикаций.

    У меня сохранилась переписка с Евгенией, в памяти разговоры по скайпу, она звонила мне даже в Израиль, где мы оказались в связи с грустными обстоятельствами предстоящей операции, предлагая помощь по своим каналам.
    Ошеломительно и горько, тяжело и невосполнимо. Самые добрые воспоминания, ее голос, поддержка и ее такой удивительный вклад в судьбы многих.
    Светлая память. Слезы и соболезнования всем.
    Ирина Чебоксарова

  16. Как печально! Мои глубокие соболезнования близким! Большая утрата для русской словесности. Прекрасная, чуткая женщина, поддержавшая и вдохновившая многих. Светлая память.

  17. Дорогие авторы и читатели! Да, теперь самое главное — чтобы дело Евгении было продолжено. Мы с админ. сайта занимаемся этим: восстанавливаем пароли сайта, почты и др. техническими вопросами. Когда всё наладится мы сообщим авторам и они смогут присылать свои рукописи , а читатели читать их. Наберитесь терпения и следите за новостями сайта.

    1. Уважаемый Марк Яковлев! Меня дорогая наша Женечка напечатала 3 раза: мои пьесы и рассказы. Она приглашала меня приехать к ней в гости до Корона вируса…. У меня нет слов. Дай Вам Бог сил продолжить ее дело.Скажите пожалуйста, куда конкретно можно будет написать, чтобы узнать о состоянии журнала? Какой это сайт? Или на какой-то емайл? Спасибо за ответ,Ирена Скалерика, Израиль.

  18. Большая беда для всех, кто любит русское слово.
    Теперь самое главное — чтобы дело Евгении было продолжено. Надеюсь, это будет сделано. Если нужна какая-то помощь, я готов.

  19. Присоединяюсь к общей скорби…
    Мне посчастливилось прикоснуться к ней, настоящему Человеку, сильной женщине, профессионалу.
    Знаю, что таких, как Евгения Жмурко, немного осталось в наше время, увы… Но я уверена, что ее дело не угаснет благодаря друзьям и коллегам.
    Вечная память.

  20. Печальная новость. Благодарю судьбу за знакомство с этим замечательным человеком, за её небезразличие к творчеству начинающих авторов.
    Вечная память Евгении Жмурко.

  21. Спасибо Евгении,хороший человек.ЕЖ жаль общаясь с ней не знал этого.Вечная память ей.Свою тропинку в литературе она протоптала на многие годы,по которой пройдут дальше найденные ЕЮ авторы. Выражаю глубокую печаль.С искреннем Уважением.Олег

  22. Вечная память замечательному, талантливому человеку, редактору, одарившему многих своим вниманием и теплом.
    Мы не были знакомы лично. И всё же, всё же… безумно жаль, когда такие люди уходят с нашей земли. Но пока живёт память в сердцах, Евгения Борисовна с нами.
    Мария Купчинова.
    Беларусь.

  23. Женя Жмурко…
    Женя…
    Твой уход — трагедия, боль, невозвратность.
    Ты моя жизнь и судьба. Теперь уже навсегда.
    До свиданья, родная.
    Ты была многим — Жизнь, Надежда, Путь, Праздник, Мать.

  24. Скорблю. Она когда-то помогла мне поверить, как в чудо, в то, что литература может кого-то заинтересовать. Следовательно, она сама была из Чудес. Вечная память.

  25. ПАМЯТИ РЕДАКТОРА
    журнала «Зарубежные Задворки»
    ЕВГЕНИИ ЖМУРКО

    В разных языках по-разному обозначают виды прошедшего времени. Его разделяют на простое и сложное. На недавно прошедшее и продолжавшееся, на совершенное и совершенно-продолжающееся. Англичане выделяют четыре категории, немцы — три, у французов насчитывается шесть видов прошедшего времени. Суть от этого не меняется.

    Пока человек жив — время его настоящее. И дела его, и поступки его настоящие.

    С момента ухода всё в прошлом, в прошедшем времени глаголов совершенного вида. Ничего не исправить, не изменить…

    30 июля 2020 года на семьдесят пятом году своей жизни ушла от нас Евгения Борисовна Жмурко.

    Нельзя поверить, невозможно смириться, слёзы застилают глаза. Не то что писать, думать о ней в прошедшем времени не получается.

    В настоящем времени скорбят родные, близкие, друзья, авторы стихов и прозы, музыкальные исполнители — все те, кто знал её и запомнил навсегда — маленькую женщину с сильным характером, отзывчивого и бесстрашного человека, — одарённого музыканта, бессменного редактора электронного литературного журнала За-За, книгоиздателя Евгению Борисовну Жмурко. Нашу Евгению, Женичку, Женьшенечку…

    Неравнодушие — основное качество её натуры.
    Евгения всегда на переднем крае, она в курсе не только литературных или музыкальных событий, её интересует политическая жизнь, и она активно принимает в ней действенное участие.

    Как-то мы разговорились, вспомнили историю её поездки к опальному академику Сахарову, и я спросила: «Скажи-ка мне, Женюшка, теперь, когда прошло столько лет, можешь объяснить, зачем ты, молодая женщина, мать троих маленьких девочек, рискуя всем, рванулась в Горький?»
    «Я должна была его поддержать!» — отвечала она, нисколько не сомневаясь в своих силах.

    Поступок — характер. Он лучше громких слов высвечивает человеческую личность. Личность Евгении Жмурко.

    И нет прошедшего времени.

    Светлана Лось
    Канада

  26. Горько… В моей памяти она останется бескорыстным, отзывчивым, очень добродушной и заботливой к авторам энтузиастом издательского дела. И очень мужественным человеком. Болезнь сопровождала её очень долго, но она превозмогала её мужественно…
    Светлая память…

  27. Какая горькая весть…
    Евгения Борисовна Жмурко — талантливая, яркая личность, широко эрудированная, большая труженица, хороший организатор.
    Она создала журнал высокого уровня, собрала под своё крыло интересных авторов со всего света.
    И вот её нет больше с нами.
    Светлая память нашему редактору Евгении Жмурко.

  28. Только сегодня узнал эту трагическую новость. Это очень трудно принять.
    Время от времени мы общались по скайпу. Евгения Борисовна никогда не жаловалась. И вдруг такое сокрушительное известие. Соболезную родным и близким. Скорблю.
    Пусть земля будет милой Жене (она просила называть её так) пухом.
    И наша память.

  29. Я потрясен этой горькой утратой… Ушел прекрасный, светлый, душевно щедрый человек, выдающийся организатор, создатель чудесных «Зарубежных Задворок»!
    Это боль всех нас — авторов и читателей Za-Za.
    Я всегда чувствовал и чувствую себя коленопреклоненным перед незабываемой Евгенией, замечательным Ежом!

  30. Это просто невозможно принять. Милая Евгения. Красивейший и светлый Человек. Талантливый Редактор. Мои соболезнования родным.

    1. Женечка! Ты отдала себя всю, до последней капли, труду во имя процветания жизни. Тепла твоего благородного сердца, твоей вдохновляющей доброжелательности хватало на всех, кто тебя знал. Благодарю тебя, родная, светлая, незабываемая женщина — бессменный и бессмертный главный редактор журнала «За-за»!

      1. Ужасное известие! Огромная и невосполнимая потеря для русской литературы. Я знал Евгению с 2016 года, разговаривали по телефону, поздравляли с праздниками, работали над новыми номерами журнала. Потом наши пути разошлись и переписка сошла на нет. Были и недомолвки и обиды взаимные, чего в жизни не бывает! Но теплота к ней и огромное уважение оставалось всегда. Такой интеллигентности и такта я больше не встречал ни у одного из главредов. Простите меня, Евгения, за всякие резкости и недомолвки! Русская культура потеряла великого подвижника, а мне Вас будет не хватать всю оставшуюся жизнь…