Елена Проклова проснулась знаменитой, когда, еще, будучи школьницей, сыграла в кинофильме «Звонят, откройте дверь». С тех пор прошло много лет, и она стала одной из популярных актрис и в Союзе, и в России. Однако у нее случился период в 8 лет, когда она не играла ни в кино, ни в театре. И вот в последнее время зритель смог опять встретиться с ней, когда она стала выступать в антрепризе, с которой и приехала в Германию. После спектакля в Дюссельдорфе, горячо встреченного зрителями, мне и удалось встретиться с заслуженной артисткой России Еленой Прокловой.
— Елена Игоревна, а, правда, что вы сами связали себе свадебное платье, а после свадьбы распустили его? Это что, примета такая? Вы верите в приметы? Помогло вам это?
— Да, действительно, такая история с платьем была. Наверное, эта примета мне помогла. Вот уже более 20 лет, как я счастливо замужем. А вообще я в приметы верю периодически. То верю, а то нет. Я думаю, что приметы это обычаи, когда люди сами создают себе какие-то праздники, традиции. Кто хочет верить, тот придерживается. Я себя верить не обязываю.
— А какие еще приметы исполнились в вашей жизни?
— Какие… Не знаю, я как-то это не отмечала. Несколько лет назад мне одна ясновидящая женщина предсказала, что у меня еще будет ребенок. В это я вполне могу поверить, потому что я чувствую себя прекрасно и мой возраст вполне меня устраивает.
— Знаете, как гадают на картах: что было, что есть, что будет, чем сердце успокоится. Как бы вы в этом смысле сказали про себя?
— Что было я сказать могу, но об этом есть целая моя книжка, которая так и называется «В роли самой себя». На сегодняшний день есть интересная работа, много хороших предложений, есть счастливая семья, замечательные друзья, есть определенный образ жизни. Я живу за городом, стремлюсь работать мало, но интересно, уделяю много времени своим близким, домашним, своему саду… А то что будет… Об этом может знать только Господь Бог.
— Я читал вашу книгу, она очень интересна и вы в ней откровенно рассказываете о своей жизни, в том числе и о трагических ее страницах. Действительно, вам понадобилось много сил и мужества, чтобы преодолеть все испытания. Не хочу лишний раз напоминать вам о них, но скажите: вот сейчас у вас все хорошо: замечательный муж, дети, внучка. Прекрасный дом и участок, который вы создали по своему замыслу. Значит ли это, что вашей жизни соответствует пословица «Чем ночь черней, тем ярче звезды». Способствуют ли счастью прохождение в жизни тяжелых страниц. Или у человека все должно быть только хорошо от первого до последнего дня?
— Наверное, объективно можно предположить, что плохое только подчеркивает хорошее. Но, думаю, что все же хорошо должно быть все время. К сожалению, так в жизни не бывает, я не знаю таких людей. Как все нормальный люди, я никогда не была 100%-но счастливым человеком, перенесла и страдания, и горе, и счастье, и любовь, и разочарования. Жизнь это не только удовольствие и об этом знают все, кто живет.
— Про человека, испытавшего много в жизни, говорят, что он прошел огонь, воду и медные трубы. Подразумевая, что медные трубы» это слава. В отличие от многих людей ваша жизнь началась именно с «медных труб». В 11 лет, после вашей главной роли в фильме «Звонят, откройте дверь!», вы стали сразу же знаменитой. Вас, девочку, удостоили звания лучшей актрисы года, ваши портреты печатали на обложках журналов, выпускали на открытках. Сейчас, по прошествии многих лет, вы считаете это положительным или отрицательным фактом вашей биографии?
— Я считаю, что это просто счастливый для меня случай, подарок судьбы, что так произошло. Наверное, миллионы людей завидуют мне. Как бы не прилагая никаких усилий, я получила от этой жизни выигрышный лотерейный билет. Я получила любимую профессию, в которой я удачлива.
— После первого фильма вас стали часто приглашать в кино и ваша кинокарьера была необычайно яркой. Почему же вы после школы пошли учиться не во ВГИК, а в театральный ВУЗ?
— Когда мне было 15 лет и я экстерном заканчивала 9 и 10 классы, я снималась в фильме «Гори, гори, моя звезда». И со мной в картине работали замечательные актеры — Олег Табаков, Олег Ефремов, Евгений Леонов, люди, работающие в театре и влюбленные в театр. Поэтому, естественно, что когда вставал вопрос, куда мне стоит пойти учиться, они советовали получить театральное образование, потому что считали, что кинообразование это как бы «полактера». И я с ними была согласна. Это совершенно разные специфики, а я уверена, чем человек может больше в своей профессии, тем он интереснее.
— А сейчас вы к чему больше тяготеете к театру или к кино?
— Я бы сказала — к хорошей работе.
— В свое время вы работали во МХАТе, флагмане театрального мира. Почему вы ушли оттуда? Для этого были серьезные причины?
— Я думаю, что каждый театр, как человек, имеет свой возраст — зачатие, рождение, взросление, старение и, к сожалению, смерть. И я в то время считала, что тот МХАТ уже умер. Может быть, родится другой театр…
— Вы отказывались от ролей?
— Да и очень много. Причем если раньше я не всегда могла позволить себе отказаться, потому что это был способ зарабатывания на жизнь, это был просто кусок хлеба, то сейчас, слава Богу, у меня есть другой бизнес, не имеющий отношения к моей актерской профессии и я могу рассматривать предложения, не заботясь о деньгах. И это большое удовольствие работать только там и над тем, что тебе нравится.
— Вы восемь лет не играли ни в театре, ни в кино. А теперь опять вернулись на сцену и на экран. Это произошло по вашей инициативе?
— Меня в свой театральный проект пригласил в свое время, к сожалению, уже покойный Саша Абдулов, а до этого режиссер Дима Астрахан пригласил нас с Сашей сниматься в кино. Вот так завязалась наша творческая идиллия и мы никак не могли расстаться. Сняли фильм, сделали спектакль.
— А в каком фильме вы снялись у Астрахана?
— Он называется «Желтый карлик».
— Этот довольно большой перерыв в работе не отразился на вашем профессионализме?
— Вы же смотрели сегодня спектакль? Ну и как вам кажется?
— Мне ваша игра очень понравилась, да и все зрители были в восторге. Но я спрашиваю о вашем личном ощущении, не труднее ли вам стало работать после перерыва?
— Лично я трудностей не испытываю. Наверное, это как шофер. Если он водил машину, то и после перерыва свободно сядет и поедет.
— Вы уже упомянули вашу книгу. Она появилась по вашей инициативе? Возникла потребность «отвести душу» на бумаге?
— Да нет. Мне предложили это сделать. И я стала отказываться, потому что считаю, что любой работой должны заниматься профессионалы, тем более в литературе. Но когда меня уговорили просто попробовать, то я увлеклась этим моментом исповеди перед собой. Мне стало интересно проследить свою жизнь, как бы посмотреть на себя со стороны, что я никогда до этого не делала. Знаете, это увлекательная, захватывающая работа. Правду говоря, я думаю, что она интересна не с литературной точки зрения, а именно своей откровенностью и попыткой человека посмотреть на себя честно. По крайней мере, я довольна. Мои поклонники, читавшие книгу, тоже довольны и я этому рада.
— Еще что-нибудь будете писать?
— Мне предлагают писать продолжение. С момента первого выхода книги прошло уже много лет, она выдержала пять изданий и в Москве сейчас ее невозможно купить. Что, откровенно, очень приятно. Так что есть предложение написать как бы расширенный вариант, но просто времени у меня не хватает.
— В вашей жизни, после ухода со сцены произошел крутой поворот. Вы окончили архитектурный институт и получили очень интересную и оригинальную профессию — специалист по ландшафтному дизайну. А, скажем, икебана вас интересует?
— Да, конечно. При архитектурном институте я закончила японскую школу «сагецу», которая занимается не только ландшафтным дизайном, но и икэбаной. Удивительная вещь! У меня даже есть международный диплом.
— И вы этот диплом, эти знания и эту специальность используете только для своего участка возле дома?
— Нет, что вы! Я выполняю и серьезные заказы людям, если, конечно, они мне интересны. Помогаю своим друзьям. Предлагают мне открыть свою фирму по этому профилю, но никак не доходят руки. Знаете, каждая фирма требует времени и сил. А хочется просто пожить немножко.
— Наверное, ваша профессия, или ваша внутренняя потребность заставляет вас серьезно относиться к вопросам экологии. И в то же время, как я слышал, вы любите рыбалку, охоту. Не жалко стрелять в живых зверей?
— Я человек городской, родилась и всю жизнь жила в Москве, но я действительно люблю природу, обожаю свой сад, свой загородный дом. Считаю, что мы должны преобразовать парками, зеленью все наши города. У нас даже был большой проект выстроить ландшафтную зону вдоль Волги. Но, по-моему, охота никогда не шла в противоречия с природой. Разве люди не питаются, скажем, говядиной? Мне кажется, гораздо хуже употреблять в пищу мясо животного, за которым вы ухаживали, которого ласкали, чем мясо зверя, добытого тяжким трудом. А охота это нелегкое дело. Кстати, как и рыбалка.
— Ваш дом находится в подмосковной деревне Жостово, знаменитой своими расписными подносами. А вам не хотелось бы попробовать это искусство?
— Это первое, что я сделала, когда туда переехала. Попробовала разрисовать поднос. Жостовские подносы известны во всем мире. И художники передают свои талант из поколения в поколение.
— Говорят, что внуков любят больше, чем детей. Наверное, это потому, что ко времени появления внуков, дети вырастают, а маленькие «человеки» вызывают большую любовь. У вас же дочка Полина почти ровесница внучке Алисы. Вы можете сравнить любовь к детям и внукам…
— А я их всех считаю своими детьми. Для меня дочка или внучка — какая разница. Это родной маленький любимый человечек. Я их всех очень люблю!
— Елена Игоревна, это ведь про вас говорил герой Вахтанга Кикабидзе в фильме «Мимино» фразу, ставшую просто поговоркой — «Ларису Ивановну хочу». Вас в жизни эта фраза не преследовала?
— Ой, что вы! Как говорится, «всю дорогу». Меня и теперь часто так называют. А Вахтанга я очень люблю и его песню «Мои года — мое богатство» часто примеряю на себя.
Григорий Пруслин.
Не испытываю к ней никакого уважения после того, как она начала на весь белый свет рассказывать про свои ЯКОБЫ многочисленные романы (то с Михалковым, то с Мироновым, то с Янковским, то ещё с кем-то). Видно же, что она просто ВРЁТ. Выдаёт желаемое за действительное. Да и актриса-то она очень средненькая.