В поисках антропософии — Дорнах, Швейцария

 

Эта статья явилась результатом моей поездки в Швейцарию в ноябре 2011 года. Я сердечно благодарю всех, кто помог мне в этой поездке, особенно я благодарен Лиле, моему замечательному гиду по этим местам, моей жене Линде и моему сыну Сергею.

России нет, она себя сожгла,
Но Славия воссветится из пепла!
(Максимилиан Волошин)

По пути в Дорнах (пригород Базеля, Швейцария), центр антропософии, конечно, нельзя было не посетить и сам Базель.

Базель

Базель – второй по величине город Швейцарии. Расположенный на границе трех государств — Швейцарии, Германии и Франции, он известен как ворота в Швейцарию и расположен в 414 км от Парижа, в 28 км от Мюлуза и в 187 км от Женевы. Базель имеет очень интересную, более чем 2000-летнюю историю. Это город играл важную роль в русской культуре. Даже простое перечисление имен, таких как Достоевский, Чехов, Чайковский, Карамзин говорит о многом. Любопытно, здесь родился князь Мышкин из романа Достоевского “Идиот”. Русские путешественники, едущие в Швейцарию, всегда останавливаются здесь, наслаждаясь красотами Базеля, любуясь прелестями Рейна, который протекает здесь. Базель расположен на двух берегах Рейна, очень живописен. Как и все старые города, Базель имеет узкие улицы и фонтаны Нельзя было не остановиться здесь и не попробовать знаменитых базельских пряников, а также не прокатиться на карусели. Не посетить заведение Бабы Яги тоже было невозможно.
Но не только это влечет сюда туристов.

В окрестностях Базеля, в Дорнахе, находится Гётеанум — международный центр антропософии, который привлек и меня.

Дорнах

В Дорнах – пригород Базеля, можно добраться на электричке.
В конце XIX-начале XX в., в переломный период развития человечества произошло отделение ряда философов, писателей, интеллигенции от традиционный философских направлений и православия к новым движениям. Одним из них был Рудольф Штайнер (Rudolf Joseph Lorenz Steiner) — австрийский философ-мистик, писатель, эзотерик, создатель духовной науки, известной как антропософия. Его творческие искания увенчались перед самым началом первой мировой войны, когда он, порвав с теософами, проектирует новый центр Антропософского движения, Гётеанум. Антропософия (от греч. anthropos — человек и sophia — мудрость) — выделившееся из теософии учение о человеке как «духовной личности». Штайнер говорит: “Антропософия – это путь познания, желающий привести духовное в человеке к духовному во вселенной”. Штайнер неизменно оказывал знаки внимания русской культуре, говоря то о Хомякове, то о Достоевском, еще больше о Толстом, но чаще всего о Соловьеве. Одно звучание этих имен воскрешало в сознании русских слушателей черты родного интеллектуально-духовного ландшафта. Среди нашедших в антропософии поддержку и ответы на загадки бытия немало выдающихся представителей русской культуры: Максимилиан Волошин, Маргарита Сабашникова, Андрей Белый, Василий Кандинский, Ася Тургенева, Марина Цветаева, Михаил Чехов, Рейнгольд Глиер и другие. Конечно, не все из них участвовали в постройке Гётеанума, но многие жили и работали в Дорнахе какое-то время (cм. в приложении список представителей русской культуры, принимавших участие в строительстве Гётеанума)
В 1913 году началось строительство антропософского культового центра, названного в честь кумира Штайнера, великого немецкого поэта Гёте. Над сооружением этого здания трудились представители девятнадцати европейских наций, причем многие из них раньше были мало знакомы с физическим трудом. Таким образом, строительство было задумано как современный вариант поиска Святого Грааля, то есть строители здания совмещали физический труд с восхождением к духовному абсолюту, символический прообраз которого был запечатлен в архитектуре и внутренней структуре здания. Архитектура первого Гётеанума состояла из двухкупольной системы, которая по идее Штейнера [1] “отражает двойственную природу человека, неся в себе обыкновенно низшее “я” и высшее “Я”. Новая архитектурная идея по Штайнеру: “Мы благоговейно вникаем в Дух, чтобы стать единым с тем Духом, который изливается вокруг нас в формах и который приводит их в движение, ибо вокруг нас находятся Духи Форм, а за Духами Форм стоят Духи Движения». Таким образом, человек, проникаясь сокровенным Духом, может иметь вокруг себя как оболочку некий “храм“, дом, который непосредственно выражает человеческое существо, постигнутое в его внутреннем, живом становлении”.
Однако, в новогоднюю ночь 1922-1923 года это двухкупольное деревянное здание сгорело. Несмотря на это, Штайнер и его единомышленники нашли в себе силы и отстроили новый Гётеанум, в железобетоне, правда, к сожалению, Штайнер не дожил до окончания строительства и скончался в 1925 году, лишь на два года пережив свое первое детище. В настоящее время Гётеанум выглядит следующим образом [фото 10].
Внутри Гётеанума ощущается чувство гармонии и спокойствия. Весь мир как бы замер и ничего не происходит. Внутри здания – другой мир. Все течет в другом времени и измерении. Гётеанум напоминает мне космический корабль или ноев кочег. Наполненный людьми он оживает, по ночам — он засыпает. Внутри центра на время выставки, посвященной 100-летию Антропосовского общества, можно было увидеть настоящую реликвию – уцелевшую во время пожара дверь первого Гётеанума [фото 11]. Прикосновение к ней, как перекинутый мост — чувствуется соединение поколений, того и нынешнего, ощущается приток энергии, наполнявшей тогда и царящей всегда в этом доме. Надо просто закрыть глаза и трансформация происходит. Хотя старая дверь храниться как экспонат, но она больше напоминает реликвию. Большой зал, стены, лестничные марши и витражи действуют потрясающе на воображение [фото 12-16]. Витражи нужны для взаимосвязи духа и материи. “Солнечный свет будет сильнее проходить через тонкие места витража и слабее – через более толстые, создавая то более светлые, то более темные цвета”[1].
Одна из интересных скульптур в центре — “Представитель человечества” [фото 17]. В этой девятиметровой деревянной скульптуры Штейнер отразил события, выражающие сверхчеловеческую драму: гибель мировых существ, которые противопоставлены Богочеловеку, поиск и борьбу за равновесие между силами соблазняющего свети и подавляющей тьмы. На верху скальной части скульптурного изображения появляется существо, пришедшее из Космоса — это фигура Люцифера. Он многолик и властвует в астральном мире – мире чувственных влечений, страстей и вожделений, мире, дарующем свободу действий человеку и одновременно порождающем зло. Нижняя часть скалы – пещера Аримана, духа материального физического мира. Его фигура, слитая с землёй, окрашена в различные оттенки коричневого тона и вырастает из сколов каменных пород. Рассекая замкнутое пространство сжатым до судорог и одновременно властным движением рук, режущим изгибом форм, эта сила устремлена к центральной части скульптуры – изображению Христа. “Христос не судит, – поясняет Штейнер. Он только присутствует. В его жестах нет ничего агрессивного, воинственного. Он спокойно шагает вперёд; Люцифер и Ариман не в силах вынести Его близости, они сами судят себя” [2]. Образ Христа, как представителя человечества, устанавливает равновесие между царствами Люцифера и Аримана. Этот образ — главным мотив всей скульптуры, выражающей духовную идею Гётеанума.
Архитектура Гётеанума такова, что органически вписывается в окружающую природу, повторая линии холмов. [фото 18-19]. Здания, окружающие центр, построены одновременно с первых Гётеанумом и составляют единый комплекс, верно следуя принципам гармонии [фото 20-21]. Так здание котельной [фото 21], как бы выходит из образа растительных, но приходит к чему-то новому, придавая зданию великолепную эстетическую форму. Место захоронения праха — обычно место скорби и покоя, здесь это скорее место окончания цикла представления в Гётеануме.
Впервые пришедший сюда посетитель как будто приземлился из иных сфер времени и жизни: происходит смена экипажа для погружения в чудесный мир Гётеанума. Все уже готово, а вы? Смотри фотографии у могилы Штейнера и его надгробный камень [фото 22-23].

Заключение
Антропософия прошла испытание временем, предлагая человечеству не только теоретический, но и практический опыт решения проблем ХХ и последующих столетий, как в педагогике, так и в медицине, искусстве, сельском хозяйстве. Применение этого опыта становится всё популярнее, как показали мероприятия по празднованию 100-летия Антропосовского движения. Надеюсь, что и Россия, согласно предречению Волошина, восстающая из пепла, сумеет воспользоваться этим богатством.
Желающие получить большее впечатление об антропософии, могут прослушать два аудиоспектакля [3, 4], подготовленные Светланой Чумаковой. Еще раз спасибо всем за создания этого движения и конечно всем перечисленным мною и не перечисленным мною русским. Далее мой путь — к станции, путь домой.

Литература:
1. Рудольф Штайнер, Пути к новому архитектурному стилю. “Новалис”, Москва, 1998.
2. Ася Тургенева, Воспоминания о Рудольфе Штейнере и строительстве первого Гётеанума. М. 2002.
3. Светлана Чумакова, Дорнах (Аудиоспектакль), Библиотека Духовной науки, 2012. http://www.bdn-steiner.ru/modules.php?name=Audio&go=page&pid=502
4. Светлана Чумакова, Врата посвящения (Драма-Мистерия Рудольфа Штейнера) (Аудиоспектакль), Библиотека Духовной науки, 2012.
http://www.bdn-steiner.ru/modules.php?name=Audio&go=page&pid=503
5. Михаил Шишкин. Русская Швейцария. Литературно-исторический путеводитель. Zurich, Pano Verlag, 2001.
6. Валентина Ивановна Рыкова, Валентина Ивановна и зеленая папка, Фонд сохранения исторического и культурного наследия им. А.А. Манштейн-Ширинской, 2011.
7. Мина Полянская, Андрей Белый в Берлине, Зарубежные Задворки, №10/3, 2009.
8. М. В. Сабашникова Зеленая Змея. История одной жизни, “Энигма”, 1993.

Список русских, принявших участие в строительстве Гётеанума [5]:
— Мария Яковлевна Сиверс (1869 — 1931), антропософ, жена Рудольфа Штейнера. После смерти Р. Штейнера продолжала его деятельность, в частности руководила эвритмической школой, которая стала известной. Так, Валентина Ивановна Рыкова, которая окончила эту школу, называет эвритмию “языком жеста” [6].
— Андрей Белый (настоящее имя Борис Николаевич Бугаев), (1880-1934), один из самых известных современных русских писателей, поэт-символист, антропософ, знаток литературы по мистике и оккультизму, [7].
— Максимилиан Александрович Волошин (Кириенко-Волошин) (1877-1932), поэт, переводчик, художник-пейзажист, антропософ. Летом 1914 г., увлеченный идеями антропософии, он в Дорнах, где вместе с единомышленниками приступает к постройке Гётеанума, где он тесал деревянные барельефы.
— Ася (Aнна Алексеевна) Тургенева (1890- 1966) – антропософ, внучатая племянницей писателя И.С. Тургенева. Вместе со своим мужем Андреем Белым принадлежала к первому поколению русских антропософов. Приехав в 1912 г. в Германию, Ася Тургенева и Андрей Белый знакомятся с Рудольфом Штейнером, вступают в круг его ближайших учеников и принимают участие в строительстве Гётеанума. После 1915 года Ася целиком посвятила себя антропософии, оставшись жить в Дорнахе да конца жизни. Будучи прекрасным художником, выполняла огромный объем работ на стройке Гётеанума, руководила бригадой резчиков, а потом стекольщиков-шлифовальщиков. Асей выполнены витражи, которые стали украшением Гётеанума.
— Эллис (Лев Львович Кобылинский) (1879-1947), филолог, мистик, поэт-переводчик, вначале страстный поклонник Рудольфа Штейнера, а затем страстный его разоблачитель [7].
— Наталья Алексеевна Тургенева-Поццо (1886-1942), антропософ, жена А.М. Поццо и сестра Аси Тургеневой была в первых рядах русского антропософского движения. Оставалась верной антропософскому движению до конца жизни.
— Александр Михайлович Поццо (1882-1941), антропософ, юрист, лектор. В Дорнахе он работал резчиком в небольшой группе, вырезавшей капитель Марса под руководством Аси Тургеневой. Он был личным охранником Учителя до конца его земной жизни, что принадлежало к особой карме Поццо.
— Мария Александровна Поццо (1911-1990), антропософ, дочь Н.А. Тургеневой и А.М. Поццо, племянница С. Соловьева. В Дорнахе она была последней представительницей возникшей еще в 1914 году, в связи со строительством первого Гётеанума, некогда многочисленной русской колонии, а также хранительницей изначальных традиций “русской эвритмии”, основы которой она смогла передать молодому поколению эвритмистов.
— Трифон Григорьевич Трапезников (Доктор Трапезников) (1911-1926), антропософ, доктор искусствоведения, виднейший представитель антропософского движения в России. Автор известного перевода «Очерка тайновидения» Р. Штейнера на русский язык. Один из ближайших друзей А. Белого «в антропософии».
— Сестры Ильины (Екатерина Александровна и Клавдия Александровна Маликовы), антропософы, основатели “русского дома“, в котором, после смерти Р. Штейнера, встречались все русскоговорящие жители Дорнаха.
— Алексей Сергеевич Петровский (1881-1958), — антропософ, переводчик, сотрудник библиотеки Румянцевского музея, затем Библиотеки имени Ленина, знаток истории мировой гравюры, коллекционер.
— Борис Павлович Григоров (1883-1945), антропософ, экономист, философ. Один из основателей русского антропософского общества и его первый председатель.
— Надежда Афанасьевна Григорова (Барышкина) (1885-1964), антропософ, врач. В 1913 году была в числе учредителей Русского антропософского общества и являлась его активным членом до его закрытия в 1923 году.
— Лидия Дмитриева (1879-1947), антропософ, филолог, поэт-переводчик.
— Маргарита Васильевна Сабашникова (1882—1973), первая жена М.Волошина, антропософ, художница, поэтесса, писательница. До конца жизни проповедовала антропософию, оставаясь религиозной в духе православия [8].
— Николай Петрович Киселев (1884-1965), антропософ, библиограф.
— Татьяна Владимировна Киселева (1881-1970), антропософ, русская эвритмистка.
— Мария (Магдалина) Ивановна Сизова (1899-1969), антропософ, писательница, театральный педагог и режиссер.
— Михаил Иванович Сизов (1884-1956), антропософ, физиолог, педагог, и критик.
— Эльрам (инициалы и годы жизни неизвестны) – антропософ, уроженка Прибалтики, заведовала в Санкт-Петербурге научным институтом. Была одной из самых старых и уважаемых членов русской диаспоры на стройке Гетеанума. Сначала работала на заточке стамесок, а потом заведовала столярной мастерской. Жила в Дорнахе до самой смерти.
— Доктор Фридкина ((Фриткина) Генриетта Гинда (1879-1943) — антропософ, врач и художница. К антропософии пришла в 1912 г. В 20-е годы стала доктором медицинских наук. Участница строительства 1-го Гетеанума с 1913 по 1922 гг. Ухаживала за огромным количеством русских и др. пациентов на стройке, по личной просьбе Р. Штейнера. В Россию не вернулась, жила в Швейцарии и Франции до 2-ой мировой войны. Вместе с Ирмой Кучеровой основала антропософскую клинику под Парижем. После прихода фашистов в Париж Г. Фридкину депортируют в концентрационный лагерь Дранси, как украинскую еврейку, откуда она не вернулась.
— Бразоль (инициалы и годы жизни неизвестны) — антропософ, уроженец С-Петербурга, инженер.

Фотографии:
1. Вид на Рейн
2. Вид на Базель
3. В Базеле
4. На узкой улице
5. У фонтана
6. Знаменитые базельские пряники
7. Как не прокатиться
8. В гостях у Бабы Яги
9. Рудольф Штайнер
10. У центра
11. У двери
12. Большой зал
13. Большой зал: детали
14. Фрагмент стены в большом зале
15. Западное окно в большом зале
16. Свет от северных окон в большом зале
17. Представитель человечества
18. Западный холл
19. Часть западного холла
20. Мастерская
21. Котельная
22. У могилы Штайнера
23. Камень Штайнера

Вам понравилось?
Поделитесь этой статьей!