Дуэт из Дюссельдорфа поёт у «Князя Мышкина»

Большинство авторов, как известно, народ эгоцентричный — они думают только о себе и своём творчестве. Поэтому, чтобы взвалить на себя воз организационных забот и вести более 15 лет клуб авторской песни (КАП), нужно быть полным «идиотом».
В Штутгарте таким «Князем Мышкиным» является Виктор Гагин, а КАП так и называется — «Князь Мышкин», он расположен по адресу Bischof-Moser-Haus, Wagnerstraße 45.
В Дюссельдорфе такой «Настасьей Филипповной» является Людмила (Люся) Барон, но КАП там пока не имеет имени. Назовём дюссельдорфский КАП сокращённо ДКАП.

Четвёртого мая 2019 года ДКАП пел у «Князя Мышкина». Но Люся Барон пела не одна, а вместе с Юлией Нейбург. Дуэт Люси и Юли существует с 2005 года, и тоже пока не имеет имени. Мы будет называть его просто дуэт. Надеемся, что к 15-летнему юбилею в 2020 году и большому концерту по этому поводу дуэт наконец-то получит имя.

 

Дуэт Люси Барон (справа) и Юлии Нейбург
Дуэт Люси Барон (справа) и Юлии Нейбург поёт в Штутгарте у «Князя Мышкина».

 

 

Я назвал ДКАП и дуэт из Дюссельдорфа своими именами не случайно: в начале концерта Виктор Гагин объявил конкурс на лучшие имена для клуба и дуэта. Награда — бесплатные билеты на все концерты дуэта! Предложения присылать Люсе Барон на фб. КАП в Дюссельдорфе собирается каждый третий четверг месяца по адресу: Bürgerhaus Salzmannbau, Düsseldorf- Bilk, Himmelgeister Straße 107h.

Людмила Барон родилась в Казахстане, там же окончила педагогическое училище по специальности учитель музыки. В Германии с 1996-го года. Пишет стихи и сочиняет музыку. Неоднократно была лауреатом Чимганского, Берлинского и Вуппертальского фестивалей авторской песни. Выпустила 4 сольных диска и один совместно с Юлией Нейбург. С 2002 года является создателем и руководителем Дюссельдорфского клуба авторской песни.

Юлия Нейбург родилась в Москве. С 1994-го года в Германии. Окончила экономический факультет дюссельдорфской FHS. Поёт в ДКАП и принимала участие в фестивалях авторской песни в Вуппертале, Бильштайне, Менхенгладбахе, Дортмунде, Бохуме, Гамбурге, Билефельде.

Обе наши гостьи замечательно поют и играют на гитаре, давно и успешно выступают дуэтом. Их выступления всегда ярки и эффектны, полны юмора и театрального артистизма.

Концерт начался с «разогрева публики» детским хором «Атланты» под руководством Виктора Гагина. Дети исполнили несколько песен, им аккомпанировал на гитаре сам «Князь Мышкин». Надо отдать должное неутомимой энергии Виктора Гагина: он не только является артистичным и самобытным исполнителем авторской песни, но и ведёт КАП в Штутгарте, приглашает русскоязычных авторов и исполнителей из России, Израиля, Европы, Америки, а также организовал детский хор «Атланты». Это почётное имя хор получил три года назад после исполнения вместе с мэтром авторской песни Александром Городницким его знаменитой песни «Атланты». Кстати, Александр Городницкий первого июня 2019 года вновь будет выступать у «Князя Мышкина» и споёт с детским хором «Атланты» свою знаменитую песню.

Александр Городницкий с детским хором 4-х мальчиков в Штутгарте 3 года назад.
Александр Городницкий с детским хором 4-х мальчиков в Штутгарте 3 года назад.

 

Виктор Гагин с детским хором мальчиков и девочек «Атланты» (уже 9 человек) в Штутгарте 4 мая 2019.

 

Репертуар дуэта из Дюссельдорфа широк и разнообразен: здесь и «транспортные» песни о поездках и путешествиях, и песни из знаменитых кинофильмов, и юмористические песни из детских сказок, написанные к юбилеям и дням рождения друзей, и серьёзные песни. Из песен, исполненных дуэтом, мне особенно понравились «Памяти всех» Михаила Щербакова, «Где была?» Елены Ваенга, прекрасно разложенная на два голоса, «Старый цирк» Виктора Берковского на стихи Давида Самойлова, «Фрейлекс» Петра Подгородецкого и многие другие. Всего в концерте из двух отделений прозвучали 23 песни и ещё две песни на бис! Такой широкий репертуар даёт возможность дуэту формировать программу концерта в зависимости от места проведения и вкуса зрительской аудитории.
Хочу заметить, что опытному исполнителю получить расположение публики сравнительно легко: достаточно исполнить в начале концерта две-три шуточные песни, все довольны и смеются, контакт с публикой найден. Совсем другое дело серьёзные песни, заставляющие слушателей не только смеяться, но и думать.
Одной из таких серьёзных песен, запомнившихся мне, была «Гармошечка» Марка Мермана, исполненная соло Люсей Барон. Песня многослойная и глубокая, как и многие песни Марка Мермана, она рассказывает о трагических событиях и смерти, крадущейся за гармошечкой по пятам. Гармошечка переходит из рук в руки, от одного солдата к другому, потому что её владельцы уже мертвы. Именно это несоответствие формы между подвижным ритмом и минором содержания делает песню запоминающейся и западающей в душу. На мой взгляд, стоило бы включить в концерт в Штутгарте ещё одну песню Марка Мермана о Первой мировой войне «Песенка о весёлой войне в воздухе» из репертуара Люси Барон.

Поёт Люся Барон

Юлия Нейбург также исполнила соло старую песню Александра Галича 1963 года «Весёлый разговор» и песня эта стала «ложкой к обеду», она попала в десятку!
Сейчас весь русский интернет обсуждает топовый фильм телеведущего Юрия Дудя «Колыма — родина нашего страха». Фильм Дудя побил все рекорды — 10 миллионов просмотров! Юрий Дудь снял фильм потому, что современное поколение от 18 до 25 лет ничего не знает про Колыму, а родители Дудя — простые советские люди, дедушки и бабушки этого молодого поколения — всю жизнь жили со страхом Колымы в душе. Фильм Дудя начинается с простого примера, подтверждённого документами: с рассказа о молодой советской девушке, продавщице мороженного. Она встретила несколько своих одноклассников, угостила их мороженным, и решила в конце дня, когда будет сдавать кассу, вложить свои 30 копеек за несколько мороженных. Но она не успела этого сделать, возможно, кто-то «стукнул», и девушка пошла по этапу на Колыму за недостачу.
Песня А. Галича «Весёлый разговор», которую исполнила Юлия Нейбург, о том же,
о такой же молодой девушке, простой советской кассирше, к которой «подкатывает» завмаг Званцев, «а она ему в ответ из-за кассы, — Ожидаю, мол, прекрасного принца».

«Ну, и стукнул он, со зла, не иначе,
Сам не рад, да не пойдёшь на попятный,
Обнаружили её в недостаче,
Привлекли её по сто тридцать пятой.
А на этап пошла по указу… «

Моё восприятие, как слушателя, песен дуэта — очень хорошее: Люся и Юля прекрасно поют под гитару на два голоса, аранжировки Юлии на «Мелодике» вносят в гитарное исполнение свежее течение воздуха, и ты взлетаешь с этим воздухом к небу! Голоса певиц подходят, замечательно дополняют и чувствуют друг друга. Сразу, с первой же песни видно и слышно, что дуэт обладает большим опытом выступлений, а участницы дуэта чудесно спелись. Я получил большое удовольствие слушая и подпевая дуэту.

Дуэт из Дюссельдорфа в стильных юбках

Если говорить коротко, то почти за 15 лет совместных выступлений дуэт достиг высшей границы авторского исполнения. Куда идти дальше? В каком направлении развиваться?
Исполнителей авторской песни в русскоговорящем, а вернее в русскопоющем, пространстве тысячи — это Россия и бывшие советские республики, Европа, Израиль, Америка, Канада. Чтобы тебя узнавали с первых аккордов и первого четверостишья песни — надо иметь не просто хороший голос, а свой собственный голос и свой собственный стиль исполнения. Найти такой стиль — очень не просто! В сущности, проблема поиска собственного лица стоит перед любым человеком искусства: музыкантом, художником, певцом, поэтом. В поиске своего почерка заключается, говоря высоким слогом, величие замысла, сверхзадача любого исполнителя авторских песен: найти свой собственный стиль исполнения, чтобы тебя сразу отличали от других. Собственный голос — граница, переход от «аматёра», любителя к «матёрому» профессионалу. Мне думается, что именно в этом направлении, в поиске собственного голоса и собственного стиля исполнения и должен развиваться дуэт из Дюссельдорфа.

Дуэт из Дюссельдорфа: куда идти дальше? В каком направлении развиваться?

После концерта исполнители и слушатели, многие из которых тоже исполнители, устроили «чаепитие с гитарой» и «разговор по душам». Виктор Гагин задал всем вопрос: каковы признаки авторской песни и чем она отличается от других песен? Общими «мозговым штурмом» нашли несколько признаков авторской песни: личностная интонация, направленная к одному человеку, а не к целому стадиону слушателей. Также назвали лирический текст песен, их глубину, собственный стиль и харизму исполнителя.

Чаепитие с гитарой и разговор по душам после концерта дуэта у «Князя Мышкина» в Штутгарте 4 мая 2019 года.

Потом слушатели из Штутгарта, Карлсруэ, Ройтлингена взяли гитару в руки и попели для дуэта из Дюссельдорфа песни из своего репертуара. А я, возвращаясь к песне Галича и фильму Дудя, прочитал своё стихотворение «Воркута». Оно посвящено Виктору Гагину, родившемуся в этом «солнечном городе» за северным полярным кругом, куда были сосланы его родители. Прочитал стихи с просьбой сочинить на эти слова музыку, чтобы мы могли петь ещё одну авторскую песню не только у «Князя Мышкина» и в дюссельдорфском КАП, но и на многочисленных фестивалях авторской песни.

Воркута
Виктору Гагину

Родиться в Воркуте — для всех большое счастье!
И там же помереть — не фокус… Будь здоров!
Там солнце — раз в году, а целый год ненастье,
Зато там зэков — тьма, почти как комаров…

Ты в школу тащишь свой портфель, не зная лени,
Ты любопытным стал, ты хочешь всё усечь,
С колонной зэков встал — те «ботают на фене»,
Вот первый твой урок — урок «Родная речь».

Расстрельный человек по кличке «Добрый дядя»
Приехал в лагерь к нам, со списком в сорок душ,
И сорок зэков враз прихлопнет он, не глядя…
Кто вспомнит их потом? Кто им сыграет туш?

На лагерный фольклор, а в нём ты — Копенгаген,
Ты песню сочинил — и душу спас одну!
Нет — Гагин не Гоген, но и Гоген — не Гагин,
Тот всё — про свой Париж, а ты — про Воркуту…

 

Что и как поют в дюссельдорфском КАП вы можете послушать на YouTube:
Концерт Людмилы Барон и Юлии Нейбург, Бильфийские игры, Билефельд, Германия, 14.12.2013:

Песня В. Васильева «Ковбойская» в исполнении Л. Барон и Ю. Нейбург:

Весь концерт можно увидеть здесь:

 

 

 

 

 

 

 

Вам понравилось?
Поделитесь этой статьей!

Добавить комментарий для Лина Певзнер Отмена

Ваш e-mail не будет опубликован.1

    1. Лина, спасибо за отзыв! Пишите музыку к «Воркуте», а исполнять будут Люся и Юля. Хотя музыка, по-моему, содержится в самих стихах, и очень близка к тональности Владимира Высоцкого.