Женские судьбы

Женские судьбы. Казалось бы, об этом столько сказано и написано.

Но чем больше мы углубляемся в историю, тем более неожиданные, яркие и удивительные примеры она нам приводит.

Я давно занимаюсь изучением истории вообще и истории моего народа, в частности.

Несколько лет тому назад мной был написан цикл «Монологов героинь ТаНаХа» — десять монологов от Лилит и Евы (Хавы) и до Эстер (Эсфирь). Эти монологи вошли в мою книгу «Сближения» (2010 г.) и опубликованы на сайте «Поэтическая Библия».

Последние годы я занимаюсь написанием нового цикла стихотворений — «Баллады по мотивам преданий еврейского народа».

И опять встреча с замечательными представительницами нашего народа.

Здесь помещено всего несколько баллад из этого большого цикла.

Возможно, что со временем на этом сайте будет опубликован и весь цикл.

А пока эти баллады.

 

Баллада о Фамари

Она из дома Сима и Евера.

Иное – дом Иуды – странный дом.

Все умирают в доме том.

И ей отпущено «щедрот» без меры.

Она вдова, но не познала мужа.

Оставлен тестя дом. И снова дом отца.

Но кто она? Неплодная овца.

Что горше может быть и хуже…

Нет счастья у неё, детей и мужа нет.

Всевышний обещал: «ты будешь мать царей».

Как видно, не судьба, и не придётся ей

Исполнить с Господом Завет.

Но с Неба глас: «сняв вдовии одежды,

Сядь в Тимне. Там пройдёт Иуда.

Тебя познает он, – свершится чудо!

Господь с тобой. Не оставляй надежды».

Свершилось! Плащ и посох, и печать –

Залог любви и будущего счастья…

Но прежде сквозь упрёк в преступной страсти

Она пройдёт. Пройдёт. Но главное, – смолчать!

Высокий суд. Она перед судом.

Иуда тоже здесь, И он среди судей.

Я признаюсь! Я виноват! Я, я – злодей!

Женой и матерью войди в мой дом!

P. S.

«Вы оба невиновны! Воля бога, –

Раздался голос из небесных сфер, –

И тем плодам, что в ней теперь,

В грядущем предстоит великая дорога»*!

* «Потомком Фамари в одиннадцатом поколении был царь Давид(см. Руф.4:18-22). Соответственно, её потомками были его сын, царь Соломон, и последующие цари израильские и иудейские эпохи Первого Храма (до вавилонского пленения). В иудейской традиции считается, что поскольку Машиах будет из рода Давидова, то и он будет её потомком. Согласно христианской традиции, через царя Давида Фамарь является праматерью Мессии — Иисуса (Мф.1:1-16, Лк. 2:1-5)». (Википедия)

Дуйсбург. 1.10.2013 г.

История Фамари и Иуды описана в книге Луиса Гинцберга «Предания еврейского народа», т. 1. «От Бытия до Исхода», Москва. «Вече». 2011 г.; с. с. 320-323.

Баллада о моавитянке Руфи

Она моавитянка и вдова.

Могилы все, все родичи в Моаве.

Оставить Ноеминь она не вправе.

Бейт-Лехем*. Как прожить!? К чему слова…

Вот осень. Впереди голодная зима.

А в доме ни зерна, ни хлеба…

Но Б-г всё видит, — где б ты ни был.

Чужое поле. Колоски. Сума…

У иудеев есть такой закон, —

Он, говорят, идёт от Моисея, —

Кто нищ, кто беден, кто не сеет, —

На колоски имеет право он.

Она на поле у Вооза.

Она скромна и хороша.

А у Вооза тоже есть душа…

А дальше что? А дальше проза…

Хорошая жена — порядок, счастье в доме.

И сына родила по имени Овид.

Потом был Иессей, а от него — Давид**.

Кто может знать, что будет, кроме…

Когда мы отряхнём стопы свои от праха,

Когда наступит тот великий День,

И с Неба снизойдёт Божественная Сень,

Мы вспомним Руфь — праматерь Машиаха!***

P. S.

Когда мы из Египта вышли,

Моше сказал: нет пришлых, есть враги.

Врага убей, пришельцу помоги!

Нет никого, кто б не был пришлым.

Дуйсбург. 3.05.2015 г.

* Бейт-Лехем (букв. Дом хлеба) — Вифлеем.

** Давид — царь Давид, сын Иессея (Ишая), внук Овида, правнук Руфи и Вооза.

*** Машиах — Мессия — В иудаизме слово «машиах» иносказательно означает «царь». Иудеи верят, что идеальный царь, потомок царя Давида, будет послан Богом.

К. В. Рыжов «Священная Иудея, мифы, легенды и предания древних евреев». М. «Вече», 2006 г., с.с. 98-100, 241-242

Баллада о Беренике, последней царице Иудеи

Принцесса Береника*. Иродова рода,

По матери — потомок Хасмонеев.

Кто красотой сравнится с нею,

Походкой, статью, — всё дала природа!

Судьба добра к ней не была,

Но на коллизии богата.

Всю жизнь она любила брата,

Но трижды замужем была**.

Страна в огне. Наместник Рима Флор

Бессовестно и нагло грабит Иудею.

А дома! Здесь свои злодеи…

Никто врагам не может дать отпор.

Но есть предел. И легионы Рима

Печатают по Иудее шаг.

Им всякий, кто не с Римом, — враг.

Покорность или смерть! Всё остальное мимо.

Веспасиан. И с ним, конечно, Тит!

Безумство страсти с первого же взгляда!

Зачем слова! Здесь слов не надо,

Когда дым страсти свет застит!

Великий Рим. В нём император Тит!

Ох, этот Рим, державный, многолицый!

Нет, иудейке не бывать императрицей!

Бог видит всё. Измены не простит.

P. S.

Всего два года в Риме правил Тит.

И говорят, на смертном ложе, у порога

Воскликнул он: Я понимаю Бога!

Он за предательство мне мстит…

* Береника была наследницей царского рода, старшей дочерью царя Агриппы и его жены Кипры, которые правили небольшой частью Иудеи со столицей в Тверии. Она приходилась правнучкой царю Ироду и сестрой царю Ироду Агриппе II. Со стороны матери Береника происходила из царской династии Хасмонеев.

** В возрасте 13 лет Беренику выдали замуж за Марка Юлия Александра, сына алабарха Александра Лисимаха (главы иудеев Александрии и брата Филона Александрийского). Но юный муж вскоре умер и Беренику повторно выдали замуж за брата её отца Ирода Халкидского, а после его смерти — в третий раз за царя Понта Полемона II (который ради неё даже прошёл обряд обрезания). Но брак с ним вскоре распался и она возвратилась в Тверию, во дворец к своему брату Ироду Агриппе II.

Дуйсбург. 29-30.09.2016 г.

Баллада о рабби Акиве и его жене Рахели

Она красива, молода, богата и знатна*.

Он нищ, безграмотен, потомок геров он**

К ней — женихи со всех сторон.

Им всем Акиву предпочла она.

Отец: Он кто? Пасёт моих овец?!

Безграмотен, немолод и невзрачен!

Она: Он мне судьбою предназначен!

Тогда тебе я не отец!

Акива и Рахель — в сарае, на соломе.

Без хупы***, без друзей и без родных…

Никто не посещает их.

Никто. Ильи-пророка кроме****

Рахель: Иди в Иерусалим, учи Тору, Акива!

Вот деньги, — те, что на учёбу собрала.

Откуда деньги? — Косу продала…

Ведь я и без косы красива?!.

И двадцать с лишним лет *****

С тех пор в ешиве он

В глубины знаний погружён.

Теперь мудрей Акивы нет.

Он «рабби». Мир его боготворит.

Известнее на свете не было и нет!

Рахель! Он не забыл, он выполнит обет******

«Иерушалаим шель захав» на ней горит!

P. S. Простая мысль не оставляет нас:

Лаван, Иаков и Рахиль.

А вот ещё одна седая быль.

Твори добро! И Он воздаст.

* Рахель была дочерью одного из самых богатых людей Иерусалима — Кальба (Калба) Савуа (что в переводе с армейского означает «сытый пёс» — ибо даже собаки в его доме ели досыта). Дом Кальба Савуа был по размерам и роскоши похож на царский дворец (Предания агады и мидрашей).

** Гер — иноверец, перешедший в иудейство и ставший евреем.

По преданию одним из предков рабби Акивы был Сисара (Сисера, Сисра) — персонаж книги Судей, военачальник войска ханаанского царя Иавина (Википедия).

*** Хупа́, ху́па (соответственно сефардское и ашкеназское произношение; ивр. ‏חופה‎‏‎‎, буквально «балдахин» или «полог») — балдахин, под которым еврейская пара стоит во время церемонии своего бракосочетания, а также сама эта церемония (Википедия).

**** Чтобы поддержать отверженных и показать им, что есть люди, которым хуже, нежели им, к ним под видом бедняка явился пророк Элиягу (Илий, Илья) и попросил вязанку соломы, чтобы укрыть своего только что родившегося малыша. (Предания агады и мидрашей).

***** Согласно предания, Акива без перерыва днём и ночью учился в ешиве у рабби Элиэзера бен Гурканос и рабби Игошуа бен Хананья 24 года (Предания агады и мидрашей).

****** Когда Акива узнал, что Рахель продала свои волосы, чтобы собрать ему деньги для учёбы, он поклялся купить ей самое дорогое украшение того времени — «Иерушалаим шель захав» — золотой Иерусалим”». Так называлось женское украшение — золотая диадема , окружённая башенками в виде стен Иерусалима. Другие названия украшения — «корона невест», «золотая корона» и «золотой город» (Предания агады и мидрашей).

Дуйсбург. 5-6.10.2016 г.

Баллада о царице Дахие (Дакие) аль-Кахин бинт Табита

Орес*. Девица из глухого места

Насильно в жёны отдана царю.

Но не успели протрубить зарю,

Царицей стала бывшая невеста.

Берберы в горе, — рок унёс царя**!

А Окба-ибн-Нафи*** с войсками у ворот!

Царица во главе! И в битве поворот!

Казалось, над страной взошла заря!

Но Хасан-ибн-Нуман**** ведёт опять войска.

Пал Карфаген — Византии оплот.

Царица к Багии отряды шлёт.

Хасан: Мы победили! Месть близка!

Но город пуст! Погоня. И Засада!

Ущелье Вадмини. И полный крах!

Арабы в панике. Войска объемлет страх.

Цветы царице! Нет, цветов не надо.

Построена страна. В ней Карфаген столица.

Здесь много языков. И возрождён иврит!

Всяк на своём наречье говорит.

Страна! В ней Дахия, Товита дочь — царица!

Но рок! «Львы Африки и Иудеи»*****

Предательством на смерть обречены.

И в бой идёт сама. И с ней её сыны.

Но в спину стрелы аль-Кайси******-злодея.

P. S.

Простая девушка из рода Кахине

Судьбою взнесена на трон.

Нам шанс в истории представил Он!

И это знак Судьбы тебе и мне.

* «Ещё во времена Соломона, да и раньше, началось освоение евреями запада Африки и юга Испании. Постепенно эти колонии сплотились вокруг Карфагена.
После гибели Римской империи, на этих территориях вновь появилось 9 еврейских княжеств – Борион, Нафуса, Орес, Лудалиб, Аль-Курдан, Шивава, Тальмесан, Вад-Драа, Тахир.
Жестокий правитель княжества Орес (юго-восточный Алжир) влюбился в одну бедную девушку, жившую в одном селении – Дахия аль-Кахину бинт-Табиту. Кахина не хотела его, но тот стал терроризировать её односельчан. В конце концов, доведённые до крайности старейшины села с плачем отправились к Кахине и стали умалять её спасти родную деревню и уступить домогательствам сластолюбивого князя. Дахия уступила, однако в первую же ночь после свадьбы убила мужа, унаследовав его пост» (А. Зелев «Еврейские полководцы Средневековья»)

** Глава берберов князь Коцилла — погиб в одном из первых столкновений с арабами в 694 г.

*** Окба ибн Нафи «(Окба ибн Нафи ибн Абд аль-Кайс аль-Курайши аль-Фихри (ок. 622 — авг. 683) — военачальник и государственный деятель Арабского Халифата, завоеватель Магриба в Северной Африке, основатель влиятельного магрибского рода Фихритов» (Википедия).

**** Хасан ибн аль-Нуман «(ум. ок. 700 или 710) — государственный деятель Арабского Халифата, полководец, правитель Барки и Ифрикии. Происходил из племени Гассанидов. Около 688—689 годов назначен халифом Абд аль-Маликом правителем области Барка в Северной Африке и командующим арабскими войсками, воевавшими с византийцами и берберами в Ифрикии (арабское название Африки и, в частности, Туниса) и Магрибе.

В ущелье Вадмини его войска потерпели сокрушительное поражение от войск царицы Кахине.

Впоследствии путём обмана захватил многие территории её царства, а в последнем бою победил и саму царицу, голову которой он представил халифу Абд аль-Малику.

***** «Львы Африки и Иудеи» — так обращалась царица Дахия к своим воинам берберам и евреям.

****** Молодой арабский аристократ – «Халид ибн Иезид эль Кайси, попав в плен к берберам ещё во время 1-й Aрабо-берберской войны, для вида перешёл на их сторону, но втайне продолжал оставаться верным арабскому делу. Он умудрился каким-то образом втереться в доверие к Кахине и регулярно информировал Хасана о планах берберов.
В 703 в районе современного города Эль Джерн берберское и арабское войско встретились в последней отчаянной битве. Незадолго до сражения Халид Эль-Кайси бежал из берберского лагеря и возглавил один из крупнейших отрядов арабской армии» (А. Зелев «Еврейские полководцы Средневековья»)

Дуйсбург. 27-29.09.2016 г.

Баллада о царице фалаша Юдит

Крещенье Эфиопии! Фруменций*.

Евреи изгнаны: «скитальцы» — фалаша**.

Прощай Аксум. Болит душа…

Прощай! Теперь мы иностранцы.

Спасенье в Сымене, в Иогэре.

Здесь горы, здесь нас не достанут.

Да и искать нас здесь не станут.

Никто карабкаться не станет по горе.

Обжились. Выбрали царём Гедеуона.

Вот дочь его — красавица Юдит***.

Нет, с нею нас никто не победит!

Мы вновь сильны, как и во время оно!

Аксум в тревоге: умер царь!

Красавица Юдит опять на троне!

«Пылающий огонь» — «Асагату» в короне.

Мы иудеи вновь, как встарь!.

Дрожите вы — предатели-князья!

Беги в Шоа**** Анбэса-Ыддым*****.

Пылайте церкви! Сладок мести дым.

Царицею Аксума буду я!

Однако счастье не бывает вечным.

Минуло сорок лет. Юдит ушла в века…

Над всеми нами Б-жия рука.

Но память человека бесконечна…

P. S.

С тех пор прошло немало сотен лет.

Опять «скитальцы» — фалаша.

Но жив народ, пока жива душа.

Иного в мире не было и нет.

* Фруменций (Фрументий, ፍሬምናጦስ, frēmnāṭōs) — первый епископ Аксумского царства, который принёс христианство в Эфиопию, — абба Сэлам («миротворец»).

** Слово «фалаша» («фалесе») переводится как «странники», «скитальцы».

*** Юдит (Эстер.Эсато-Гудит, Тердаэ-Габац, Исат, Йеудит), по прозвищу «Асагату» — «пылающий огонь».

**** Шоа — (амх. ሽዋ šawā, сейчас šewā; Шева, Шава) — провинция (с 1974 — регион) Эфиопии по старому административному устройству.

***** Анбэса-Ыддым — малолетний наследник царя Аксума Дэгнажэна, свергнутый Юдит.

Дуйсбург. 28-29.09.2016 г.

Вам понравилось?
Поделитесь этой статьей!

Добавить комментарий