Староверы

1

Раскол православной церкви в России произошёл во второй половине XVII века. Я не ставлю сейчас себе задачу обсудить проблематику раскола и его историю. Об этом существует обширная литература. Меня интересуют его последствия для России. Эта трагическая тема не изучена и не вполне осмыслена. Люди смутно знают, что где-то живут какие-то замшелые староверы, которые не смотрят телевизор и не дадут напиться воды из их кружки…
Ещё знают картину Сурикова, на которой изображена Боярыня Морозова – тощая, костлявая старуха в черном, поднявшая 2 перста. Она сидит на телеге и смотрит неистовым взглядом на толпящийся вокруг народ. Люди же смотрят на неё, кто с улыбкой, кто равнодушно, но кто-то и с сочувствием. Но видно, что автор картины сочувствует именно ей. Так что же всё-таки произошло в далёком XVII веке? Это сейчас никого не интересует… А зря, поскольку в нынешнем российском обществе тоже раскол, который сильно влияет на положение дел в стране. И хотя бы поэтому стоит вспомнить тот далёкий раскол и понять, к чему он привёл…

Возможно было так: Лет так 250 назад в одно из воскресений в российской глубинке в деревушке с церковью, или в малом городке, или городе побольше на главной площади зазвучал особый колокольный звон – набат, приглашавший жителей собраться на этой площади. Народ охотно шёл – как-никак восресенье, а телевизоров и музыкальных центров ещё не изобрели. На лобное место восходил специально приехавший из столицы глашатай в сопровождении стрельца и представителя местной власти и зачитывал новый указ. На этот раз говорилось о том, что, скажем, со следующего месяца богослужение придётся проводить по новым, исправленным книгам, молиться при этом надо будет, используя троеперстие вместо двуперстия. Крёстный ход совершать против хода солнца, а не посолонь, как было до сих пор. И ещё несколько мелких нововведений. Кто-то переспросил:
— А кем подписан указ? — Царём Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном! – был ответ. — Не слабо! – подумали все.
Примерно так начинался РАСКОЛ в середине XVII века. Точнее, после собора 1653 года

Большая часть населения, поняв, что нововведения инициировали и поддерживают, два главных лица в государстве, сразу, или почти сразу приняли все предложения. Но определённое количество русских людей, по разным подсчетам 10-15% , были категорически против. Они говорили: почему мы должны менять церковные обычаи, по которым жили наши предки не менее 700 лет. Что, они жили и молились неправильно? Тут ни царь, ни патриарх не указ. Царь пусть управляет государством, а патриах пусть озаботится укреплением веры, которая есть. А перемены, что предлагаются, только расшатывают веру – на потребу АНТИХРИСТУ, который именно этого и хочет, чтобы нас погубить. Этим людям, которых стали называть СТАРОВЕРАМИ, возражали: — Вам что, подписи царя и патриарха мало? — Да, мало! А подписи Бога нет. И если бы мы верили неправильно, Бог давно за 700 лет мог дать нам это понять. — Ну, смотрите! Вас заставят! – Не заставят! Нас могут всего лишь убить. А смерти мы не боимся, потому что ПРАВЫ. А кто хочет, пусть молится по-новому. Бог всем даёт свободу. Но и нам тоже.

Начались гонения на староверов. Недавно изданы книги, в которых собраны чудовищные царские указы, Не желающих молиться по новому обряду отныне должно было бить кнутом, вздергивать на дыбу, выдирать ноздри, сжигать и т.п. Если такого воздействия окажется недостаточно, то заключать в острог и убивать. В результате за полторы сотни лет пострадали десятки, а то и сотни тысяч людей. Сотни тысяч снимались семьями с насиженных мест. И уходили – на север, на юг, на восток в леса, в скиты, схроны. Из западной части России уходили в прибалтику, в Австро-Венгрию, на Балканы. Россия теряла лучших своих людей. Раскол как сепаратор, который разделяет молоко на пахту и сливки, разделил нацию на конформистскую шпану,которая всегда будет угождать и поддакивать начальству и людей, которые готовы умереть, но не поступятся своими принципами. Причём, эта лучшая часть русских людей была изгнана из боярства, из дворянства. Из купечества и крестьянства. Изгнаны из больших городов, соответственно, они уже не могли стать членами правительства, цапских советников, городских голов. То есть, хочу сказать, что раскол носил не только и не столько церковный характер, но характер ГЕНЕТИЧЕСКИЙ. То есть органически порядочные люди больше не могли попасть во власть, не могли стать даже помощниками или советниками власти. Такого крушения не знали другие страны, скажем, европейские. Ведь в процессе европейского раскола, например, католики и гугеноты во Франции не были покинуты порядочными людьми. Хотя допускаю, что порядочных людей среди протестантов было больше. Во всяком случае, в протестантских странах намного меньше уголовщины, воровства и коррупции. Там не выдёргивают у женщин сумочки, женщины могут свободно передвигаться пешком или на велосипеде. В протестантских странах ниже цены на продукты питания, дома и дороги в более приличном состоянии. Поразительно, что виноградное вино в Германии стоит изрядно дешевле, чем во Франции, Италии и Испании. То есть, в винодельческих странах. Это значит, что среди людей бизнеса в протестанских странах меньше воруют, меньше накручивают цены и не стараются содрать с потребителя по максимуму. То есть, в этих странах более высок процент порядочных людей. Соответственно, ни в одной протестантской стране нет кризиса и люди в них живут лучше.

2

На данное время существует 14 толков старообрядчества. Единого центра, единого патриарха у них нет. Они разбрелись по России – от беломорских поморов до восточно-сибирских забайкальских дауров. От поселений в низовьях Енисея и Лены, до строобрядческих деревень в Закавказье, в Средней Азии, в Румынии. Живут они также, Болгарии – по Дунаю и даже в Турции и китайском Синьцзяне. В бывшей Австро-Венгрии – нынешней Западной Украине обосновался толк белокриницких старообрядцев\
Живут они также в Прибалтике, на Алтае, В Якутии, на Саянах, в республике Тува. В некоторых схронах в тайге. Судя по всему, они скрываются от цивилизации. Вспомним семью Лыковых, обнаруженную в тайге южнее Минусинска, если не ошибаюсь, в 80-х годах прошлого века. Помимо того, колонии староверов существуют также в США, в Канаде, в Аргентине и Бразилии. Поразительно, что где бы они ни жили – они ведут себя одинаково. А именно: не пьют, не курят, очень чистоплотны, среди них не бывает уголовщины и коррупции. Они живут по большей части не в городах, а на природе. При этом, строят себе просторные бревенчатые дома ничуть не хуже, чем их строят в Германии, Норвегии, Финляндии. По честности, порядочности, работоспособности и чистоплотности не только не уступят любым европейцам, но превзойдут их. И везде, где они живут, пользуются всеобщим уважением местного населения.

3

Осмелюсь сказать, что раскол в России, в отличие от раскола в Западной Европе, вводился сверху по политическим причинам. Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон справедливо считали, что после окончательного разгрома турками Византии (1453 г.), Россия осталась единственной православной страной, сохранившей независимость и способной из своей столицы Москвы, объявленной третьим Римом, возглавить борьбу против турецкого нашествия и добиться освобождения Константинополя, гроба Господня в Палестине, проливов Босфор и Дарданеллы, и т.п.. Для этого Москва приняла предложение часто наведывавшихся сюда греческих иерархов, приблизить российское православие к православию южной Европы, введя ряд серьёзных изменений в русскую православную традицию, которой было около 700 лет. А именно: решено было ввести исправления в богослужебные книги, перейти при молитвах с двуперстия к троеперстию, изменить направление крёстного хода с посолони на противосолонь и т.д.) – всё это было решено сделать по последнему греческому образцу, который многие свои черты за истекшие после крещения Руси века претерпел существенные изменения под влиянием католического Рима, от которого погибающая Византия ждала поддержки, но не дождалась. Таким образом, к середине XVII века церковные обряды и обычаи на Руси были более древними и более близкими к первохристианству, чем у православных юго-восточной Европы.

Объявленные нововведения были по-разному встречены в разных частях русского общества. Естественно, большая часть населения – конформистски настроенная, поняв, что на нововведениях настаивают царь и патриарх, приняли их сразу, но процентов 10-15 категорически отказались что-либо менять. И готовы были за этот выбор поплатиться жизнью. Таким образом, раскол в России принял не только церковный, но и ГЕНЕТИЧЕСКИЙ характер. Люди, объявленные старообрядцами, сильно отличались по своему характеру и поведению от остальной части русского общества. Общеизвестно, что старообрядцы не пьют, не курят, не играют в карты, истово честны, работящи и чистоплотны во всех смыслах этого слова. Но, может быть, главное их человеческое качество – СПОСОБНОСТЬ УМЕРЕТЬ, отстаивая то, во что они верят. Их невозможно ни подкупить, ни запугать. Надо сказать, что у всех прочих православных эти качества встречаются намного реже. Те, кто легко согласились на церковную реформу, согласятся со всем прочим, что предложит начальство. Такая манера себя вести с тех пор, к сожалению, стала господствующей в России. И продолжается до сих пор. Беспринципность, жуликоватость стали нормой. Это хорошо видел Гоголь. Если бы городничий в «Ревизоре» был из старообрядцев, то Гоголь не смог бы написать эту замечательную пьесу. Интересно, что Гоголь не только точно описал характер и поведение типичного городского головы. Но и, как теперь становится ясно, определил и его внешний вид. Не правда ли, городничий из пьесы XIX века – вылитый Лужков – и по поведению и по внешности?

Юрий Михайлович мог сыграть городничего без грима – лысенький, пузатенький, крепенький деловой. Но хапал, конечно, по-современному – наглее, круче. Никого не боялся. Всё-таки, со времён Гоголя лет 180 прошло. Так вот, скажу ещё раз: старообрядцы не способны стать коррупционерами не из страха быть пойманными за руку, а по устройству души, по совести.

Совесть встречается у жителей России, да и в других странах, всё реже. Но у старообрядцев она была и есть. В результате церковной реформы народ разделился как на сепараторе. Во второй половине XVII века на старообрядцев обрушились чудовищные гонения, говоря современным языком ГЕНОЦИД – зачистка по религиозным мотивам. И продолжались эти гонения весь XVIII век. Люди, не принявшие реформу, то есть перестройку церкви, были объявлены раскольниками и изгнаны из церковных Иерархов, из боярства, дворянства, городских голов, А также из крестьянства и купечества. И почти всюду осталась поддакивающая начальству, конформистская ШПАНА – агрессивно-репрессивное большинство. Эта шпана царствует до сих пор. Не отсюда ли многие беды нашей Родины. Злополучный ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР губит страну, делая невозможным ни социализм, ни капитализм – только воровской, бандитский олигархизм, основанный на сплошной коррупции. Не «французики из Бордо», не «Штольцы» из Германии, не жиды губят нашу страну. Наоборот, немцы, французы, датчане, голландцы немало поработали на её величие. Да и евреи, о которых принято говорить, что они «окончательно высосали русскую силу» — тоже в основном, беззаветно служили России. Кто объяснит, почему 6 миллионов американских евреев не высосали Соединённые Штаты? А наоборот, способствовали, развитию там науки, культуры, торговли и бизнеса.

Сейчас около 3 миллионов старообрядцев живут в разных частях России на севере, в Сибири, на Алтае в Туве, на Кавказе… А также на Украине, в Прибалтике, и в дальнем зарубежье – в США. Канаде, Аргентине и в ещё некоторых странах. Причём, везде они – весьма уважаемая часть общества. Ясно, что люди любой страны ни в коем случае не будут оставлять насиженных, обжитых мест, если нет реальной опасности для жизни. Мне не удалось выяснить, сколько погибло старообрядцев в течение 150 лет гонений. Историки помалкивают. Эта тема была не популярна у них. Известно, что при расколе на Западе, происходили военные действия, во время которых изгонялись и гибли люди с обеих сторон – и со стороны католиков и со стороны протестантов. В российском расколе убийства и гонения были только с одной стороны. Нет ни одного документа или воспоминания, где говорилось бы, что староверы убивали православных. Старообрядцы беззаветно выполняли заповедь НЕ УБИЙ. Они гибли, самосжигались, уходили в далёкие края, но стояли на своём – церковную реформу не принимали.

В Западной Европе РАСКОЛ – одно из важнейших событий истории, сыгравшее положительную роль. Появились протестантские страны, протестантская этика, протестантское отношение к труду. Поразительно, что сейчас, когда экономический кризис корежит Европейский Союз, ни одна протестантская страна не охвачена кризисом. Он бушует только в католических странах, ну и конечно, в православной Греции, соблазнившей в 17 веке Россию на церковную реформу. Интересно, что Греция, получающая от Германии миллиарды евро, имеет пенсионный возраст 60 лет. А в Германии пенсионный возраст – 65 лет, а через 2 года будет 67. Тут все ясно. Нет вопросов. Причём Греция нагло добивается списания большой части долга.

И в заключение выскажу одну, неожиданную для самого себя, мысль о России.
Работая над этим эссе, просматривая литературу о староверах, я вспоминал и свои впечатления о них, когда мне удавалось прикоснуться к их жизни и быту. Так много лет назад с большим трудом (7 часов на моторной лодке) добрался всё-таки до старообрядческих деревень УЖЕП и СИЗИМ, расположенных в Туве на Малом Енисее. Был на озере Светлояр – старообрядческой святыне в нижегородской области. Считается, что именно в этом озере утонул Китеж-град. Был и на севере, где по берегам Белого моря живут поморы. А возле Кандалакши расположено старинное поморское село Ковда. Бывал и в недалёких от Москвы старообрядческих городках Верее и Боровске (где в своё время мучили боярыню Морозову, а ныне там музей староверов). Бывал не раз и в московском центре Рогожская застава, где находится епископ одного из толков старообрядцев, их церковь и кладбище, на котором не раз хоронил родственников моей жены. Захожу и в замечательную по красоте и деликатности церковь напротив Белорусского вокзала (в ней богатый киоск старообрядческой книги) – так получилось, так было угодно провидению, что я был очарован этими божественно прекрасными местами и удивительными, особенными людьми, с которыми там познакомился. Чувствовал некую благородную силу и благодатную красоту, брежжущую в гордых и гармоничных душах этих людей. Они остались такими, как были когда-то. Это трудно понять, а если понял, то может быть и невозможно объяснить словами, но эти люди и сейчас скорее умрут, чем поступят подло, не по совести. В этих людей можно верить. Как в Россию.

При этом, если старообрядцы из разных регионов , от Прибалтики до Дальнего востока так похожи друг на друга своим поведением и обладают в избытке такими замечательными качествами, как трудолюбие, честность, чистоплотность, глубокая порядочность в деловой сфере, отсутствие пьянства и курения, мздоимства, склонности к коррупции и т.п., то о чём всё это может говорить? А лишь о том, что скорее всего, до раскола ВСЯ РУСЬ ОБЛАДАЛА ЭТИМИ КАЧЕСТВАМИ. И, вопреки расхожему мнению, пьянство, мат, вороватость, склонность к корруции распространились по стране уже после раскола и продолжают своё победное шествие. Первый историк России князь Щербатов уже в XVIII веке написал работу «О порче русского национального характера». За похожие взгляды был объявлен сумасшедшим и посажен под пожизненный домашний арест герой Бородина П. Чаадаев. И порча национального характера действительно произошла, и не только в России. Вспомним мысль, высказанную французом Экзюпери: – Чтобы понять, как низко мы пали, достаточно прослушать одну народную французскую песню XV века. Понятно, что изгнание и убийства самых порядочных людей своего времени, неподкупных, способных умереть за то, во что они верят. Короче говоря, изъятие генов таких людей из оборота истории предопределило историю нашей страны. Не пора ли осознать это, покаяться. И хотя бы принести запоздалые извинения старообрядцам, признать, что это было грандиозной ошибкой, а точнее, Преступлением, во многом определившим менталитет народа.
При царизме тема раскола и геноцида старообрядцев замалчивалась. При советской власти – тем более. Все-таки и до и после революции, даже самые прославленные историки выполняли социальный заказ.

Могут спросить, а зачем ворошить былое? Что может дать подобное покаяние в настоящее время?
Ведь исправить ничего нельзя. Скажу на это, что знать правду всегда стоит. Это – одна из немногих аксиом бытия. И всегда стоит хотя бы понимать самих себя. Спрятанная под ковёр подляна – смердит, сказывается на нашей жизни. Раскаяние облегчает душу.

Недавно я посмотрел один фильм, где главный герой совершает убийство, но избегает правосудия, переехав в другой город. Но это не дало ему счастья. Преступление всё время всплывает в памяти. Сказывется на его поведении, невольно отталкивает от него других людей, хотя никто не может объяснить почему.
Мне кажется, что похожая ситуация может сложиться и у страны, утаивающей свою вину. И правда. Почему нас упорно преследуют трагедии и неудачи. Как это объяснить? И почему Папа Римский счёл необходимым извиниться перед европейцами за преступления инквизиции? Почему Германия извинилась за Холокост? Ведь они могли этого не делать… Но сделали.

,,

Вам понравилось?
Поделитесь этой статьей!

Добавить комментарий