«Санкт-Петербург» Чечилии Бартоли

 

Итальянская меццо-сопрано Чечилия Бартоли – это не только замечательная певица и яркая, темпераментная актриса, но и неугомонный музыкальный исследователь. Её дискография, насчитывающая более сорока компакт-дисков и DVD, не является результатом исключительно маркетинговых, застрахованных на успех проектов, а заключает в себе серьёзную дидактическую и информационную ценность для самого широкого круга любителей музыки.
Например, не побоюсь предположить, что благодаря её альбому, посвящённому Антонио Сальери, композитору вернулась заслуженная слава, и вместо вымышленной истории с отравлением гениального Моцарта, мир узнал о вполне талантливом и состоявшемся музыканте, учениками которого были сын Моцарта Франс Ксавер, Людвиг ван Бетховен и Франц Шуберт.
Другая работа Бартоли, включающая в себя арии Антонио Вивальди, открыл слушателям факт, что композитор был не только автором 477 инструментальных концертов (среди которых всем известные «Времена года»), но также написал свыше 90 опер. Помимо этого, нельзя оставить без внимания запись Чечилией Бартоли альбома «Mission» (Миссия) с ариями малоизвестного композитора раннего барокко Агостино Стеффани. Стеффани – итальянец по рождению, большую часть жизни провёл в Германии. Хитроумный политик и дипломат (а скорее всего, и шпион Ватикана), был вхож к австрийскому императору и папе римскому, а также во многие королевские дома Старого Света. За свои усилия он был возведен в сан епископа. И, конечно же, CD «Sacrificium» (Жертвоприношение), посвящённый репертуару певцов- кастратов. «Время кастратов – это одно из самых страшных времен в музыке, одновременно и самый удивительный период, благодаря которому у нас появилась такая особенная музыка», – сообщает Бартоли в интервью журналу «Сцена». – В Италии каждый год жертвовали тысячами мальчиков, некоторые из которых становились знаменитыми певцами, а остальные были обречены на жизнь, полную лишений и унижений.»
И вот теперь известная оперная певица удивила поклонников оперного искусства своей новой работой: она записала компакт-диск «St. Petersburg» с ариями, написанными итальянскими и немецкими композиторами, служившими при дворе русских цариц Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины II. Думаю, что для российских почитателей оперной музыки эта запись станет настоящим открытием, позволяющим представить себе более полную картину культурного становления музыкального искусства России XVIII века. CD включает в себя арии Франческо Арайи, Доменико Далл’Оглио и Луиджи Mадониса, Германа Раупаха, Винченцо Манфредини и Доменико Чимарозы.
Согласно дошедшим до нас историческим источникам, Пётр I предпочитал следовать немецкой музыкальной модели для культурной организации царского двора и при этом категорически отрицал Французскую и Итальянскую модели. Существует даже свидетельства того, что в 1729 году для службы при дворе делались попытки пригласить в Санкт-Петербург знаменитого Георга Телемана. Однако, в тридцатые годы 18-го столетия, племянница Петра I Анна Иоанновна, продолжая заведённые ранее традиции, параллельно старалась итальянизировать двор. Сначала русские дипломаты приглашали итальянских музыкантов из Саксонии и Германии, а позже из самой Италии. В 1733 году в Россию прибыли Рейнхард Кайзер из Гамбурга, скрипачи Джованни Верокаи и Бинди были посланы Польским Королём Августом II, а известные виртуозы, такие как виолончелист Джованни Пьянтанида и скрипачи Луиджи Мадонис и Пиетро Мир, прибыли в составе музыкальной группы, возглавляемой известным актёром Commedia dell’Arte Антонио Сакко. В 1734 году Мира отправился в Италию, чтобы договориться о том, чтобы привести в Россию прославленного композитора Николу Порпору. Однако, его миссия завершилась приглашением Франческо Арайи, который стал первым итальянским капельмейстером при российском дворе. Он же стал автором первой итальянской оперы, которую впервые увидели и услышали в Санкт-Петербурге в 1736 году. (А первая русская опера Жизнь за царя, написанная Михаилом Глинкой, появится лишь через сто лет, в 1836 году.)
Коронация императрицы Елизаветы Петровны в 1742 сопровождалась оперой Иоганна Адольфа Хассе La clemenza di Tito (на основе одного и того же либретто Пиетро Метастасио, что использовал Моцарт для одноимённой оперы), специальный Пролог к которой был написан Доменико Далл’Оглио (который был, вероятно, учеником Вивальди и Тартини) и Луиджи Mадонисом.
1755 год станет особенно продуктивным для Франческо Арайи. В этот год он напишет оперы Tsefal i Prokris, Amor prigioniero и Alessandro nell’Indie. Приезд известного кастрата Джованни Карестини и его участие в роли Поро в Alessandro nell’Indie добавил композитору ещё большей славы. Тем не менее, в период 1757-58 внимание к деятельности Арайи при дворе медленно убывало, а с прибытием на службу немецкого клавесиниста и композитора Германа Раупаха, которому была заказана опера Alceste на русский текст Сумарокова, совсем сошло на нет. В последствие, эта опера станет очень популярной при дворе и будет неоднократно повторяться из года в год.
После того, как в 1762 году Пётр III, покровитель Арайи и Раупаха, был убит, взошедшая на трон Екатерина II приказала Винченцо Манфредини написать музыку для её коронации. Таким образом, на свет появились трёхактная опера L’olimpiade и балет-рантомима Amore e Psiche. К годовщине коронации Екатерины II Манфредини напишет оперу Carlo Magno. Кроме того Манфредини было поручено музыкальное образование Павла Петровича – сына Екатерины Великой. После отъезда Манфредини за границу в 1789 году, ко двору был приглашён Доменико Чимароза. В течение четырех лет, проведенных Чимарозой в России, он сочинил пять больших опер и множество произведений в других жанрах.
О выпуске нового компакт-диска Чечилии Бартоли международные СМИ сообщили 6 октября 2014 года, а его презентация была осуществлена на фоне сверкающего великолепия Зеркального зала в Версальском дворце во Франции. Приветствуя новый альбом певицы, директор Decca Classics Пол Мосли сказал: «Эти музыкальные сокровища были слишком долго сокрыты в архивах библиотеки Мариинского Театра, и теперь мы в полной мере можем насладиться великолепием музыки, молчавшей на протяжении более 300 лет».

 

Вам понравилось?
Поделитесь этой статьей!

Добавить комментарий