«Рильке и Россия» в городе Шиллера

Райнер Мария Рильке любил Россию так же как Марина Цветаева любила Германию.

В литературном музее родного город Фридриха Шиллера – Марбахе (DLA Marbach)     3 мая 2017 года прошло открытие выставки «Рильке и Россия».

Начало выставки с «русскими берёзками» и портретом Р.М.Рильке работы художника Леонида Пастернака (отца Бориса Пастернака), 1928 года (DLA Marbach).

Рильке дважды в 1899 и 1900 годах совершал большие путешествия вместе со своей подругой Лу Андреас-Саломе по городам и деревням России, где познакомился с Львом Толстым, Ильёй Репиным, Леонидом Пастернаком и другими деятелями русской культуры. Любовь к России Райнеру привила Лу, имеющая русско-немецкие корни.

Выставка и начинается с демонстрации очень интересного документального фильма «В глазах мечта», совместное производство Государственного литературного музея (Москва) и кинокомпании «Студия «Пассажир» (Россия, продюссер Елизавета Антонова). Съёмочная группа во главе с режиссёром Анастасией Александровой, путешествуя по городам и весям России вместе со швейцарской писательницей, поэтессой и переводчицей Ильмой Ракуза, прошла по следам Рильке. Режиссёр фильма говорит: «Мы побывали во множестве городов и поселков, обследовали объекты культурного наследия, храмы, монастыри, музеи, встречались с деятелями искусства, вели разговоры и о Рильке, и о современной России. Важно, что Ильма Ракуза смотрит на Россию глазами поэта и писателя, поэтому можно сказать, что мы «воссоздали» ситуацию, как если бы Рильке путешествовал по России в 2016 году. Хотя взгляд Ильмы не столь идеализированный и восторженный, как у поэта прошлого столетия. Но нам важно было понять, чем мог вдохновляться Рильке, что он мог увидеть в своем путешествии и что осталось в современной России от 1900 года».

 

От Казани до Свияжска группа проделала путь на теплоходе вместе с художником Рашитом Сафиуллиным, который работал ассистентом у Андрея Тарковского в фильме «Сталкер». Творчество Райнера Мария Рильке и Андрея Тарковского мне кажется созвучным, и это ещё одно основание для продолжения работы над полнометражным фильмом.

На выставке представлено большое количество уникальных экспонатов, от которых просто невозможно оторваться: я пришёл в музей в 12 часов дня и вышел из музея без рук-без ног за пять минут до его закрытия в 18 часов. Чего стоит только уникальная книга о переписке Бориса Пастернака – Райнера Мария Рильке – Марины Цветаевой! Или звуковое письмо Рильке Леониду Осиповичу Пастернаку, с которым Рильке дружил четверть века до самой своей кончины в конце 1926 года. Или история о том как Леонид Пастернак вложил в своё письмо к Рильке послание сына Бориса, где тот писал о «поэтессе от рождения» Марине Цветаевой. Рильке сразу написал Цветаевой и между ними завязалась интенсивная переписка, читать которую захватывает дух.

Вот ещё один интересный экспонат выставки: журнал «Звезда» №8 за 1929 год, где был впервые напечатан «Реквием» Рильке по Вольфу графу фон Калькрейту в переводе Бориса Пастернака:

 

«Так я не знал тебя? А у меня

ты на сердце, как тяжесть начинанья,

отсроченного. Сразу бы в строку

тебя, покойник, страстно почующий

по доброй воле. Дал ли этот шаг

то облегченье, как тебе казалось,

иль нежитьё ещё не весь покой?»

 

Последняя строка Р.М.Рильке это вопрос А.С. Пушкину, который писал незадолго до смерти («Пора, мой друг, пора», 1834 г.):

 

«На свете счастья нет, но есть покой и воля.

Давно завидная мечтается мне доля —

Давно, усталый раб, замыслил я побег

В обитель дальнюю трудов и чистых нег».

Выставка «Рильке и Россия» в городе Шиллера закончится, когда будет, как сказал Б.Пастернак, «шестое  августа по старому, Преображение Господне».

После Преображения выставка поедет в Швейцарию, где жил Рильке, в Берн и в Цюрих, а оттуда в конце 2017 года в Москву. Тогда российские любители поэзии Райнера Мария Рильке смогу тоже поговорить с поэтом без посредников, тет-а-тет.

 

Вам понравилось?
Поделитесь этой статьей!

Добавить комментарий